Будь здорова: разделы

Дизайнерская пища: не съесть, так наиграться

Фото:
 3 минуты

    Задача дизайнерской еды – не накормить голодных, а украсить жизнь сытых, причем за их же собственные деньги.

    Поделиться
    Отправить

    На заре голодных девяностых человека обеспеченного отличить было несложно: по битой иномарке, гигантскому сотовому телефону и по тому, что он мог позволить себе, допустим, кубинский ром или пиво с креветками. Прошло всего каких-то пятнадцать лет – и уже ни иномарка с телефоном, ни тем более пиво с креветками не являются привилегией обеспеченного человека. Это и есть признак общества потребления: когда базовые потребности удовлетворены, а статусные вещи может позволить себе все больше и больше людей – хотя бы в кредит. Выделиться из толпы при помощи вещей все сложнее и сложнее: шуба и годовой абонемент в дорогой фитнес-клуб – не аргументы.

    Как славно было бы, если бы на этой печальной ноте общество потребления перестало существовать: благосостояние большинства несравнимо с тем, что было лет 15-20 назад, базовые потребности удовлетворены, можно зажить тихой мирной жизнью. Но как бы не так: вся мировая экономика работает на общество потребления. Развитие технологий, маркетинг – все работает на то, чтобы еще большее количество товаров стали для нас желаемы и доступны. И на этом нелегком пути есть только два выхода. Первый – гонка вооружений: носить одежду еще более дорогих дизайнеров и купить еще более крутую плазменную панель.

    Второй – направить свою потребительскую энергию в принципиально иное русло. На Западе таким руслом стал food design (дизайн еды) – того, что мы потребляем ежедневно. Задача дизайнерской еды – не накормить голодных, а украсить жизнь сытых, причем за их же собственные деньги. А потому на службе у food design – высокие технологии, маркетинг, наука и реклама.

    Химия: молекулярная кухня

    Самым ранним прообразом молекулярной кухни, возможно, были некоторые рецепты из знаменитой поваренной книги Елены Молоховец. «Если к вам нежданно явились гости, а на столе ничего нет, пошлите мальчика в погреб за телячьей ногой…». Скажете, что же в этом от молекулярной кухни, нацеленной на то, чтобы вкус еды невозможно было угадать по ее внешнему виду? Дело в том, что телятина считалась пищей для прислуги. Задача, стоявшая перед поваром, сводилась к тому, чтобы никто из гостей не понял по вкусу, что перед ним блюдо из телятины.

    Ну а если серьезно, то молекулярная кухня появилась чуть более десяти лет назад во Франции, и суть ее в том, чтобы путем весьма изощренных химических превращений разложить вкус или аромат продукта на отдельные элементы, а затем составить из них, как из конструктора, нечто невообразимое. Так появляется вспененная селедка, жидкая сарделька или кофе из чеснока.

    Технологии: высокотехнологическая пища

    Как известно, микроволновая печь – побочный продукт милитаризма: СВЧ-волны изначально использовались в локаторах и военных радарах. Опыт оказался удачным. Но современная высокотехнологическая кухня стала продвигаться в немного ином направлении: она нацелена на применение технологий не столько для облегчения процесса приготовления еды, сколько на то, чтобы добиться максимально тонких вкусовых оттенков. Ну и зрелищности тоже. Вот, например, как готовится аперитив в одном из нью-йоркских ресторанов: два зерна – кофейное и ванильное помещаются в герметичную стеклянную емкость. С помощью лазера оба зернышка испаряют на стенки бокала. Тем же лазером в емкости просверливают отверстие, через которое наливают вино. Обойдется такое удовольствие, как можно догадаться, совсем недешево.

    Профессия: дизайнер еды

    Собственно, дизайн пищи родился тогда, когда художникам пришло в голову перестать украшать форму (этикетки или емкости для пищи) и заняться содержанием. Два самых неисчерпаемых источника экспериментов дизайнеров – это хлеб и шоколад. Из шоколада делают паззлы, конструкторы, скульптуры. На шоколадках выполняют разметку – и на каждом кусочке пишут его калорийность. Существуют шоколадки в стиле «Лего», с помощью которых сладкоежка сам может собрать сладкий домик.

    Что касается хлеба, то, похоже, его основная пищевая функция перестала нравиться дизайнерам: они постоянно пытаются расширить возможности хлеба: то сотворят гамбургер в форме сумочки, которую можно носить в руке, то сделают из хлеба ложку для супа – как хочешь, так и применяй. А специальный наперсток из печенья создан для тех, кому очень нравится лезть пальцами в банку с вареньем.

    Брэндинг: пища от кутюр

    Носить костюм от Chanel и пить молоко, допустим, «Домик в деревне» - не чувствуете противоречия? Со временем наверняка будет освоена и такая специфическая область, как пища от определенного дизайнера: например, селедка от Стеллы Маккартни или тортик от дома Hermes.

    Будь здорова: разделы
    Связанные статьи
    Медпортал нашел для вас 4 связанные статьи
    Общество

    Малахов: слесарь, который желает вам добра

    Семья Малахова на дивиденд от впаривания целительных свойств урины, уже построила себе трехэтажный домик.

    Психология

    Как не стать жертвой

    ... специалисты считают, что существует несколько психологических типов женщин, которые вернее других могут стать жертвами изнасилования, даже когда ни водкой, ни незнакомцами не пахло.

    Секс

    Секс в эпоху хай-тек

    «Вирт» требует способности говорить (а то и показывать) непристойности, причём делать это подчёркнуто откровенно, и при этом чувствовать себя комфортно.

    Фитнес

    Фитнес на рабочем месте

    Весь комплекс занимает около получаса, но можно поочередно тренировать различные группы мышц в течение всего дня. Исходное положение для всех упражнений – сидя.