Если медведь на ухо наступил

Прежде всего, давайте разберёмся с терминологией. Что такое музыкальный слух? Что имеют в виду, когда говорят, что он абсолютный или, скажем, относительный? Как перевести на язык физиологии фразу «медведь на ухо наступил»?

Музыкальный слух — это способность различать звуки различной высоты, или, на языке физики, частоты. Сразу оговоримся, что такое определение несколько упрощает ситуацию, поскольку у звука есть и другие свойства, важные для человеческого восприятия, например тембр. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев тщательно изучил феномен музыкального слуха. В частности, он обнаружил, что гласные «у» и «и», пропетые на одной ноте, 30% испытуемых воспринимают как звуки разной высоты: «у» кажется ниже.

Иными словами, почти треть людей путают высоту звука с другими характеристиками. Интересно, что этот феномен может и помогать отличать звуки разной высоты, поскольку они имеют разную тембровую окраску. Неосознанно ориентируясь на тембр, даже «звукочастотно глухие» люди могут различать ноты, издаваемые с помощью музыкального инструмента. А вот с компьютерными звуками такой «трюк» не пройдёт, поскольку они могут быть чистыми тонам.

Абсолютный слух

Слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух — это способность определять абсолютную высоту (частоту) музыкального звука, не сравнивая с эталоном. Например, человек с абсолютным слухом, мельком услышав пение птицы, может уверенно сказать: прозвучали такие-то ноты. Это будет проявлением пассивного абсолютного слуха. Если же человек может без музыкального сопровождения точно воспроизвести голосом любую ноту (допустим, сказали ему «спой до диез» - споет именно до диез), то его слух будет называться активным абсолютным.

Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч.

Откуда что берется?

Пока до конца не установлено, является ли абсолютный слух чисто врождённым свойством человека или его можно приобрести в ходе тренировок. Первая гипотеза представляется более вероятной, и её подтверждают данные последних исследований. Ученые Университета Калифорнии в Сан-Франциско в течение трех лет искали людей с абсолютным слухом – нашли более 2200 человек. При расспросе оказалось, что способность узнавать и воспроизводить звуки у них отмечалась с раннего детства, ещё до начала занятий музыкой. С годами слух только улучшался. Так ученые сделали вывод о том, что абсолютный слух является врождённым качеством и обусловлен генотипом человека.

Впрочем, выявить «ген абсолютного слуха» до сих пор не удалось.

Как развить?

Пока одни исследователи доказывают, что абсолютный слух не бывает приобретённым, другие разрабатывают методы его развития. Изобретена не одна методика, позволяющая, по утверждению авторов, в процессе тренировок достичь абсолютного слуха (способ П. Бережанского). Однако, вероятно, не обладая врождёнными способностями, с их помощью можно достичь только псевдоабсолютного слуха — научиться распознавать звуки, сравнивая их с заученным эталоном.

Относительный слух

К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

Откуда что берется?

Почему одни люди с легкостью воспроизводят даже очень сложные мотивы, а другие не могут опознать мелодию вызова собственного мобильника? Прежде всего, виной тому генетические особенности. Об этом свидетельствуют данные близнецовых исследований, выполненных группой ученых под руководством Денниса Драйна.

Однояйцевым (гены идентичны) и разнояйцевым (гены различны, но сходы условия жизни) близнецам предложили тест — проигрывали отрывки известных мелодий, часть из которых исполняли с ошибками, и предлагали найти эти неточности. Оказалось, что однояйцевые близнецы одинаково хорошо (или плохо) справляются с заданием, чего нельзя было сказать о разнояйцевых. Исследователи сделали вывод,  что относительный музыкальный слух на 70–80% обусловлен наследственными факторами.

А недавно стало ясно, чем на анатомическом уровне различаются люди с развитым и неразвитым слухом. Ученые из Канады и Великобритании в совместной работе провели магнитно-резонасную томографию головного мозга «музыкальным» и «немузыкальным» людям. Оказалось, что у первых в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга содержится меньше белого вещества. Такой результат кажется вполне логичным. Белое вещество представляет собой скопление отростков нейронов, по которым идёт передача информации. Его недоразвитие на функциональном уровне приводит к менее эффективному взаимодействию частей головного мозга, что проявляется затруднением в распознавании и воспроизведении мелодий.

Так что известная поговорка «медведь на ухо наступил» не вполне отражает действительность: причина отсутствия музыкального слуха кроется не в слуховом аппарате, а в лобной извилине головного мозга.

Как развить?

Человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет от рождения хорошего слуха, скорее всего безразлично, кто в этом виноват: медведь или дедушка по материнской линии. Ключевой вопрос — что можно сделать в такой ситуации?

Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе. Для простой тренировки достаточно обычного персонального компьютера, однако полезно иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. В развитии слуха особенно важна вокальная составляющая тренировок: навыки восприятия и воспроизведения музыки идут рука об руку — поэтому, если хотите заниматься всерьёз, не поленитесь приобрести микрофон.

Разные производители предлагают множество программ для развития слуха, начиная от самых простых, в которых для ввода ответа используется только клавиатура, заканчивая более совершенными тренажёрами, работающими с голосом человека (подробный обзор можно найти тут: http://www.muzoborudovanie.ru/articles/ear/eartraining.php). Из наиболее известных — EarPower, Earope, Auralia.

К сожалению, все программы, позволяющие работать с микрофоном, распространяются за деньги (от 100 рублей до 1000$). Из freeware неплохим вариантов может быть, например, программа GNU Solfege (http://solfege.org/), содержащая широкий спектр упражнений для развития слуха и чувства ритма.

Ольга Добрушина