Бегство от действительности

Существует два способа борьбы с проблемами: собственно бороться и игнорировать их. Причем, методов ухода от проблем существует едва ли не больше, чем методов борьбы. Один из самых распространенных – эскапизм.

У эскапистов утрачиваются навыки социальной адаптации: им становится сложно найти подход к вредной тетке из ЖЭКа, они испытывают затруднения в ситуациях, где требуется с кем-то конкурировать, - например, при устройстве на работу, им сложнее находить темы для разговора с людьми не из «своей тусовки».

Попытка к бегству

Понятие эскапизма произошло от того самого слова “escape”, которым обозначается левая верхняя клавиша на клавиатуре. Кнопка, пригодная для эвакуации из кризисных, но не фатальных ситуаций. Такова же функция эскапизма: он позволяет игнорировать ситуацию, которая вам не по нраву – без попыток разобраться в ней и что-либо изменить. То, что вызывает у нас чувство неудовлетворенности, можно назвать обобщенным понятием «действительность».

Существуют физиологические методы бегства от действительности и психологические. С физиологическими мы так или иначе знакомы: это алкоголизм и наркомания. С точки зрения человека, недовольного собой – достаточно эффективный способ ухода от проблем. Правда, на другой чаше весов неуверенно пошатывается собственное здоровье.

Зато при психологическом эскапизме человек рискует гораздо меньшим. Психологический эскапизм – это уход в воображаемый мир: в виртуальность, в запойное чтение фантастики, в игры, в собственные мечты.

Хотя “escape” и переводится как «побег», эскапизм совершенно не предполагает бегства от общества. Конечно, в детстве сладко мечтается о робинзонадах на далеких островах, о маленьком домике на берегу озера, но реальный психологический эскапизм отличается именно тем, что дает возможность отгородиться от действительности при минимуме усилий. Механизм очень прост: достаточно эскаписту найти такое занятие, которое будет поглощать его полностью – и у него не останется ни сил, ни времени принимать близко к сердцу то, что творится во внешнем мире. Более того, у любого эскаписта – будь то любитель альтернативной истории, фанат порно-сайтов или матерый толкиенист, довольно скоро найдется компания единомышленников. Иначе говоря, людей, которые тем же методом отгораживаются от реальности.

Казалось бы, сидит себе эскапист у компьютера,  или валяется с книжкой на диване, или, на худой конец, просаживает у игровых автоматов деньги, сэкономленные на завтраках – что плохого? Никому не мешает, но и никому не помогает. На самом деле, не все так однозначно.

Куда заводят мечты

И все-таки бегство от действительности наносит двойной вред: и самому эскаписту, и тем, кто его окружает. Начнем с самого эскаписта. Человек, радующийся, что его домик обнесен надежным крепким забором, вряд ли по доброй воле станет любопытствовать и разбираться, что же находится за этим забором. Иными словами, у эскапистов утрачиваются навыки социальной адаптации: им становится сложно найти подход к вредной тетке из ЖЭКа, они испытывают затруднения в ситуациях, где требуется с кем-то конкурировать, - например, при устройстве на работу, им сложнее находить темы для разговора с людьми не из «своей тусовки». Из-за слабого умения адаптироваться к обществу зачастую эскаписты даже внешне выглядят достаточно нелепо. Забор, отделяющий эскаписта от презренной реальности, становится все крепче и выше – эскапист постепенно превращается в маргинала.

Есть и еще одна опасность: некоторые формы эскапизма могут разрушительно влиять на личность. Например, когда склонность к времяпрепровождению у игровых автоматов превращается в игровую зависимость. Или когда эскапизм принимает крайние формы и перерастает в идеологию. Например, движение хиппи, родившееся как протест против общества потребления в целом и против войны во Вьетнаме в частности, очень быстро стало идеологией эскапизма. А некоторых (тех, кто слишком близко к сердцу принял культ праздности, безответственности, отказа от заработков и расширения сознания), это приводило к распаду личности.

Бунт общественного животного

Нельзя обойти стороной и общество, которое часто обвиняют в том, что оно является инструментом насилия личностью. С этим утверждением сложно спорить. Общество не может не навязывать человеку определенные задачи: чего стоит обязательное посещение школы, отказ от прилюдного ковыряния в носу или трудоустройство! Человека, который практикует эскапизм (физиологический или психологический), прежде всего не устраивают какие-то задачи, которые ему навязывает общество. Причем эти задачи могут казаться ему либо слишком сложными, либо, наоборот, очень примитивными и потому навевающими тоску. Поэтому эскаписты предпочитают вообще избегать этих задач, нежели примерять их на себя.

В зависимости от того, какие эмоции вызывают требования общества у человека – тревогу или скуку, выделяются два типа эскапизма. Первый – это защитная реакция, желание спрятаться в свой панцирь. Второй более позитивен: это умение найти свое дело и заниматься только им, не обращая внимания на то, приносит ли оно какой-то доход, насколько оно престижно и ведет ли оно к каким-нибудь светлым перспективам вроде общественного признания. Второй путь приемлемее уже потому, что предполагает какую-то созидательную деятельность, он рождает типаж гениального и слегка сумасшедшего ученого, являющегося по забывчивости на работу в домашних тапочках.

Проблема лишь в том, что даже «позитивный эскапизм» - это не всегда достойный выход из ситуации. Как бы ни были отвратительны общественные нормы и требования, бегство от действительности вредит прежде всего самому эскаписту. Это не означает, что нужно беспрекословно подчиняться всему, что требует от человека его окружение. Но умение совмещать свои интересы и общественные – это и есть умение социально адаптироваться, с которого мы начали разговор об эскапизме. 

Светлана Малевич