Танго - это модно

Случается, что люди увлекаются танго до такой степени, что превращаются в «тангоманов» (tango junkies). В США, например, существует «горячая линия», позволяющая «зависимым» отыскать в городе жизненно необходимую им милонгу – место, где можно потанцевать.

В старой американской песне есть слова: «Бороздить просторы океана можно в полном одиночестве. В одиночестве можно лететь на Луну. Но чтобы танцевать танго, нужны двое!». Цитата в точности отражает сущность этого танца – мужчина и женщина, объятие, движение, страсть... Все это и подарило танго столь долгую, верную и всенародную любовь.

В трущобах городских

Танго возникло в Аргентине конце XIX века. Но там ли его настоящая родина? И вот тут мнения расходятся.

  1. Испанский след: танго было «импортировано» в Аргентину после испанского завоевания Южной Америки вместе с прочими народными танцами (например, фламенко).
  2. Африканский след: танго произошло от африканского танца Tangano, который был завезен в Аргентину вместе с рабами-неграми.
  3. Аргентинский след: самая расхожая, но и самая пикантная легенда, гласит, что танго родилось в борделях Буэнос-Айреса. Причем, помимо наиболее очевидного ее варианта – мол, это проститутки начали закидывать ноги на спину мужчинам, встречается и утверждение, что вначале пары составлялись из одних только мужчин, убивающих время в ожидании своей очереди развлечься с ночной бабочкой. Альтернативная версия: в момент зарождения танго аргентинские женщины из приличных семей не желали даже близко подходить к танцплощадке, и представителям сильного пола приходилось «тренироваться на кошках», то есть друг на друге.
  4. Китайский след: китайский воин Го Тан (в Китае фамилия ставится прежде имени, потому получается – Тан Го) в часы досуга изобрел необычную пляску-импровизацию, которая невероятно понравилась не только его соотечественникам, но и европейцам, которых просветил побывавший в Пекине в конце XIIIвека Марко Поло.

Итак, вернемся в XIX век в Аргентину. Танго, как это было с самыми знаменитыми танцами (чечетка, рок-н-ролл, хип-хоп, брейк-данс), начало свое триумфальное шествие с бедных трущобных районов, где смешивалось в одной плавильне множество культур. Здесь новоприбывший танец соединился со знойной хабанерой родом с Кубы. То, что вышло, получило имя «милонга». Теперь именно так называются танцевальные вечера любителей танго.

В начале ХХ века танго, по своему страстному, вольному духу идеально отвечавшее общему настроению времени, попало в сферу интересов уже и высшего общества Западной Европы, воцарившись на сцене и в танцевальных залах лучших клубов. «Тангомания», начавшись в Париже, переметнулась в Лондон и Нью-Йорк и пылала практически беспрерывно всю первую мировую.

Знаменитый композитор Астор Пьяццола чуть не спровоцировал национальный скандал, вознеся танго до уровня классической музыки.

Это «великое преобразование» разбило поклонников танца на два враждующих лагеря. Особо рьяные традиционалисты даже грозили расправой его оркестру.

Взлет популярности танго отлично характеризует такая история: у одного из владельцев модных домов залежался большой отрез оранжевой ткани. Наблюдая за повальным увлечением, от которого менялись даже фасоны женских платьев, хитроумный предприниматель предложил ткань рынку под названием «оранжевый-танго»». И вскоре ему пришлось срочно дозаказывать товар…

Впрочем, первые шаги танго были так же трудны, как и первые движения начинающего танцора. На родине его поклонникам первоначально приходилось учиться тайно, убегая в бедные кварталы. А политики – и правого, и левого направлений – с внезапным единодушием клеймили танец, не желая, чтобы молодая аргентинская нация ассоциировалась с «пляской проституток».

А «Нью-Йорк Таймс» 30 мая 1915 года опубликовала устрашающую статью: «THE TANGO-DANGER, BIGGER THAN GERMAN IMPERIALISM» («Танго-угроза опаснее немецкого империализма!»).

Больше всего, конечно, возмущалась церковь: слишком уж тесно прижимались друг к другу партнеры во время танца, подвергая бессмертные души греховному испытанию.

В России танго также вошло в моду в начале ХХ века, но погрузилось в вынужденное семидесятилетнее забвение при пуританской советской власти. Однако уже в 1990-е вновь захватило просторы танцполов по всей стране. И неудивительно: по своему праздничному и волнующему духу культура танго очень близка к нашим танцевальным традициям. По выражению одной из тангоманок: «Милонги чем-то напоминают вечеринки 1960-х где-нибудь в провинции, «куда девушки бегали танцевать с молодыми офицерами».

Зачем танцуют танго?

Поводы могут быть разные – скучно, хочется развеяться, не хватает общения, не устраивает фигура... Однако давние поклонники танго указывают несколько причин, которые делают этот танец особенно привлекательным.

1) Танго — «социальный танец», его танцуют только в особой обстановке при наличии особой одежды и навыков. Тем, кто знаком с «одиночеством в каменных джунглях», танго дарит чувство принадлежности к особой группе людей — ведь милонгу можно отыскать практически в любой точке мира. Не говоря уж о том необыкновенном, хоть и кратком контакте, который возникает в танцующей паре.

2) Это гендерный танец, он возможен только если мужчина решительно ведет, а женщина чутко подчиняется. Психологи и сами «тангерос» утверждают, что именно этот возврат к традиционной расстановке сил придает танго очарование в эпоху эмансипации.

3) Танго как разновидность психотерапии. Танец получается только в позитивной и правильной атмосфере. Часто мужчина неспособен вести (и вообще записаться на курс), а женщина — подчиняться. Или кто-то из них резок и невнимателен к партнеру. Или на уроке выясняется, что муж и жена абсолютно несовместимы в танце. Танго выявляет внутренние проблемы, и любой, кто способен работать над собой, этим воспользуется.

Радость со слезами на глазах

В танго ограничений по возрасту и физической подготовке нет, особых противопоказаний по состоянию здоровья тоже не имеется.

Но у самих танцоров, особенно у женщин, нередко возникает специфическая боль в передней части ступни (ведь танцевать нужно на высоких каблуках). Отчасти проблему решает повышенное внимание к качеству обуви, массаж и гимнастика для ног. Однако многим приходиться просто каждый день терпеть боль ради своего увлечения.

Если вы хотите достичь профессионального уровня, освоить бальное танго или «танго нуэво» (концертный и гораздо более атлетический вариант традиционного аргентинского танго), вам понадобятся годы и старательные занятия в частном порядке. Однако получать удовольствие от собственных движений можно уже спустя несколько месяцев.

В принципе, научиться может каждый, необходимо лишь упорство и эмоциональная вовлеченность — без нее никуда. Кроме того, специалисты рекомендуют сразу выбрать одного педагога и не стремиться «повышать квалификацию», посещая максимальное число мастер-классов: у каждого свой подход и даже свой словарь терминов, и каждый будет переучивать вас, в конце концов, попросту запутав.

Где заниматься

Заниматься можно в группе или с частным преподавателем – здесь все зависит от вашей цели: хотите ли вы просто ли вступить в новый прекрасный мир и обрести сообщество увлеченных людей или мечтаете овладеть танцем всерьез, как можно скорее добиться успехов и попасть на сцену.

Общая рекомендация одна: как можно скорее выходите на милонгу, на простор свободного танца. Ведь танго – это общение. А как можно научиться общению, кроме как – в процессе? Благо, возможностей попрактиковаться в Москве более чем достаточно...

- Основы танго с нуля преподает Casadel Tango – «школа, клуб, образ жизни», как гласит официальный сайт. Здесь не только проводят обучение, но и постоянно устраивают милонги. Продолжительность базового курса - 20 уроков по 1,5 часа, стоимость курса 5000 рублей. Для комфортного обучения запись производится в парах. Все подробности – на сайте www.casadeltango.ru и в Живом Журнале casadeltango.livejournal.com.

- Школа La Milonga тоже учит и организует милонги (семь дней в неделю). Добавьте разные увлекательные события, вроде совместного выезда в Санкт-Петербург или празднования Нового года. Подробности на сайте  www.milonga.ru

- Tango Street (www.tangostreet.ru) также предлагает начать с азов. Курс – 20 занятий, стоимость – 5 800 или 6 900 рублей.

- Помимо уроков в Москве уже давно постоянно проходят милонги. Расписание публикуют сайты школ, а также Интернет-портал «Танго большого города». Самые известные танцевальные места – Клуб на Брестской, Б2, «Реставрация», Arte-Faque. Стоимость посещения милонги – 100-200 рублей.  Кроме того, в Москве готовится уже шестой Международный фестиваль «Ночи милонгеро».

Екатерина Александрова