Детектор лжи: пытки в офисе

Ситуация, когда потенциальный работодатель предлагает вам пройти очередной этап собеседования на детекторе лжи, в последнее время становится все менее экзотической. Еще десяток лет назад полиграфом при приеме на работу пользовались только в единственном месте: в ЦРУ. Теперь эта милая практика докатилась и до просторов нашей родины. Детектор лжи применяется при приеме в компании, которые не имеют никакого отношения к спецслужбам.

«Полиграф эффективен, когда у испытуемых есть ощущение, что этот прибор очень опасен, - считает кандидат психологических наук Игорь Осипов. - Проверяемый должен верить в безгрешность процедуры, и цель предварительной беседы - создать подобное настроение. Иногда, чтобы довести клиента до нужной кондиции, у оператора уходит два часа».

В кадровом менеджменте эта процедура называется скрининг (т.е. просеивание). Как правило, кандидатов фильтруют на предмет благонадежности. Чаще всего эта надобность возникает в двух ситуациях. Либо кандидат ­­- важная шишка, чья работа связана с финансами и определенными манипуляциями и требует лояльности к работодателю. Либо кандидат совсем мелкая сошка, и компания опасается воровства и растрат, а заодно и демонстрирует свои способы общения с персоналом.

Работодатели считают, что добросовестному кандидату нечего скрывать, и тот, кто отказывается проходить процедуру проверки на детекторе лжи, явился к ним с фигой в кармане. Ведь ничего страшного не случится, если работодатель узнает, что кандидат не употребляет наркотики, за плечами у него нет нераскрытых преступлений и неоплаченных долгов, что он скрепки не утащил с предыдущего рабочего места и с детства был пай-мальчиком. Мысль о том, что проверка на полиграфе – довольно унизительная процедура, работодателям как-то в голову не приходит.

Насколько это законно?

В нашей компании полиграф нашел широкое применение. Сотрудники сталкиваются с ним при приеме на работу и при проведении внутренних расследований. Кроме того, сотрудники некоторых подразделений проходят на нем периодическую проверку. Полиграф очень хорошо влияет на рабочую атмосферу. Люди с черными мыслями к нам работать не приходят. А те, кто уже у нас в штате, ничего плохого не делают, так как знают, что их могут проверить.

Борис Левин, "Евросеть"

Сомнения, вроде «проходить исследование на полиграфе или нет?» могут разрешить только собственные ощущения или кое-какие крохи из законодательства. Единого правового акта, который бы сказал нам все об использовании полиграфа, не существует. Однако в российской Конституции сказано, что работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника (пусть и потенциального) только получив его письменное согласие. Трудовой кодекс нам сообщает, что работодатель не имеет права подвергать анализу на полиграфе частную жизнь работника. Поэтому некоторые руководители решают хорошенько вникнуть в нее до подписания трудового соглашения.

Технология дознания

В процедуре проверки на полиграфе всегда участвуют трое: сам аппарат, испытуемый, и полиграфолог - человек по другую сторону детектора. Перед началом процедуры проводится беседа с испытуемым. Ее цель – вызвать у человека доверие, сделать так, чтобы он не ушел «в глухую несознанку», а напротив, был настроен на контакт. 

Затем испытуемый опутывается датчиками и проводками. Теперь его дело – расслабиться и отвечать «да» или «нет» на любые вопросы. Как несложно догадаться, полиграф – это не волшебные ящичек, знающий всю правду. Он просто регистрирует психофизиологические реакции человека на те или иные вопросы – давление, пульс, биотоки мозга и мускулатуры. Самые простые модели полиграфов отмечают показатели по четырем параметрам, более навороченные модели способны объять до 12 показателей.

Докопаться до правды о чужой частной жизни людям хотелось всегда. Во все времена для этого имелся набор методов  разной степени эффективности:

  • Абстрактно-антигуманный. Женщину, подозреваемую в колдовстве, бросали в воду. Всплывшая, должна быть подвергнута казни как колдунья. Утонувшая постфактум признавалась хорошим человеком. 
  • Насильственный: пытки и допросы и с пристрастием.
  • Психологический: один из мадьярских князей предлагал своим вассалам суд «волшебного осла». Подозреваемому надо было зайти в темную комнату, отыскать там осла и дернуть его за хвост. Если подозреваемый человек правдивый - осел будет молчать, а если он дал ложные показания – осел закричит. Расчет состоял в том, что лжец побоится взяться за ослиный хвост. Который тем временем был вымазан в саже.
  • Психофизиологический: в Китае подозреваемый должен был набрать в рот приличную горсть риса, а потом выплюнуть. Китайцы считали, что тот, чья совесть нечиста, будет волноваться больше других, и во рту у него пересохнет. Поэтому он сможет выплюнуть рис до последнего зернышка. Именно этот метод стал прародителем детектора лжи.

Интерпретировать все результаты будет полиграфолог. Надо сказать, что во всей троице это самая важная фигура. И не потому, что он наделен мифической «властью» над испытуемым. От квалификации полиграфолога зависит поиск больной темы,  успешность постановки основных и наводящих вопросов и правильность обработки полученных данных. Специалисту предстоит разобраться, где «гражданин соврамши», а где с темой вопроса у него связаны такие эмоции, что зашкаливают все приборы.

Кстати, обязательной частью исследования на полиграфе (уже после того, как с вас снимут все датчики) является сверка: в тех пунктах, где есть расхождение ваших показаний с данными полиграфа – вы должны объяснить, почему это произошло.

Теперь мы знаем о вас все

Отвлечемся на время от бедного, потеющего и дрожащего соискателя, опутанного проводами полиграфа, и подумаем немного о том, кто ему устраивает это испытание – о потенциальном работодателе. Насколько эффективны его действия?

Во-первых, специальность «полиграфолог» получают вместе с погонами в весьма ограниченном количестве учебных заведений. Как правило, человек, проводящий исследование в какой-либо компании, – психолог, окончивший краткосрочные курсы работы на полиграфе. В худшем случае – сотрудник HR-отдела (отдела кадров): тогда за адекватность результатов вообще нельзя поручиться. 

Кроме того, проводить исследование на детекторе лжи – занятие недешевое. Стоимость отечественного полиграфа (типа «Дельта» или «Барьер») - от 4000 долл, американского (Lafayette, Stoelting) – от 12 тысяч долл. Прибавляем затраты на обучение полиграфолога или оплату услуг приглашенного специалиста. Обследование 1 человека (включая беседу и обработку результатов) обойдется компании в 100-150 долларов.

Большую часть сведений, которые получит подобным образом работодатель, дешевле было бы собрать через собственную службу безопасности. Иногда действительно всплывают сведения, о которых лучше знать заранее. Но вместе с тем компания теряет в глазах других соискателей: с самого начала она дает понять, что в общении со своими сотрудниками намерена использовать репрессивные методы.

И может быть, это не так плохо, что вам предлагают пройти проверку на полиграфе. По крайней мере, вы сразу понимаете, с кем имеете дело.

Светлана Малевич