Обезьяна с гранатой, блондинка за рулем

«Бесконечно можно смотреть на огонь, на воду и на то, как паркуется блондинка», - гласит известный анекдот. Впрочем, существует еще сотня анекдотов из серии «женщина за рулем». Увы, эта заезженная тема не теряет своей актуальности.

Французский исследователь Жан Бодрийяр писал об автомобиле как о предмете, выделяющемся из ряда «техники для улучшения быта». Основная функция автомобиля – возможность передвижения – в наших глазах часто затмевается его дополнительными функциями. Мы часто воспринимаем машину, как предмет престижа. Плюс, по словам Бодрийяра, машина таит в себе еще и некую эротическую функцию, воспринимаясь как фаллический символ с фаллической функцией (скоростью). Возможно, в этом и кроется то неприятие, которое многие испытывают к женщинам за рулем – дескать, не женское дело.  

Оговоримся сразу: случается, что на восприятие женщины за рулем неумолимо влияют объективные обстоятельства. Проще говоря, не умеет она водить, хоть ты тресни. Однако даже грамотные автомобилистки все равно становятся предметом насмешек на тему «женщина за рулем». Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, Центром социальной политики и гендерных исследований был проведен опрос среди автомобилисток.

Не женские вещи

Архаическое представление о женщине еще со времен традиционной культуры – что ее место с детьми, у домашнего очага. Женщины на коне воспринимались как мифические существа, несущие агрессию и разрушение. Отголоски этих представлений влияют и на современное восприятие автомобилисток.

Опрошенные женщины отмечают, что они достаточно часто сталкиваются с предвзятым и ничем не мотивированным негативным отношением к их водительским навыкам со стороны мужчин. «Это покушение на мужское дело», - говорит 32-летняя Светлана. «Женщина должна быть на кухне, в постели, должно свое место знать. А она вот их место заняла», - говорит 29-летняя Оксана. По словам опрошенных, женщинам часто приписывается непонимание ответственности на дорогах, неуверенность вождения, незнание внутреннего устройства автомобиля.

Большой или маленький?

Мнение респонденток по поводу размеров автомобиля примерно одинаково: «женский автомобиль, прежде всего, должен быть миниатюрным и маневренным» (Светлана, 29 лет). «Милая блондинка на такой большой дурынде будет выглядеть как-то смешно», - говорит двадцатипятилетняя Юлия. «Большой автомобиль – это все-таки для крупного состоятельного мужчины», - считает двадцатилетняя Елена. Впрочем, эти представления не противоречат образу женского автомобиля, сформированного рекламой и СМИ – маленького и юркого.

Поддержим отечественного производителя?

Владелице иномарки окружабщие редко приписывают высокий материальный достаток, принято считать, что машину ей обеспеченный супруг. Владелицы иномарок говорят, что отношение к ним на дороге хоть и холодное, но не выходящее за рамки приличий. Хуже всего приходится женщинам, ездящим на автомобилях отечественного производства: «на меня там чуть ли не матом с кулаками: «Ты чего здесь стоишь?!», - вспоминала двадцатисемилетняя Светлана. В целом владелицы отечественных автомобилей признаются, что часто сталкиваются с хамским отношением со стороны мужчин-водителей и сотрудников ГИБДД. Причем агрессия направлена не только на них самих, но и на их машину.

Комфорт и тюнинг

Женщины очень трепетно относятся к тому, как выглядит салон автомобиля, воспринимая его как часть своего персонального пространства. Согласно опросу, для большинства женских автомобилей (то есть, таких, которые не надо делить с кем-то из членов семьи), свойственны минимум аксессуаров (чехлы, автомагнитолы, кожаный салон). Зато важно наличие дополнительных зеркал – в том числе и для дамских нужд. Рассуждая о том, что должно быть в идеальном автомобиле, респондентки называли: неоновую подсветку, большие колеса, автоматическую коробку передач, ксеноновые фары, кондиционер.

Здравствуй, автосервис!

Разумеется, в жизни автомобиля всегда есть место поломкам. А следовательно – есть, где разгуляться чувству юмора мастеров станций техобслуживания. «Не то, чтобы насмехаются, но, допустим, трудно представить, чтобы подошли к молодому человеку и сказали с иронией: «Ну,  что  у тебя опять?».  Ну, я уже на это не обращаю внимания, я уже им так улыбаюсь, говорю мило».

По словам работников СТО, они четко классифицируют клиентов по возрасту, полу и марке автомобиля. «Приезжает чиниться – это сорт людей, которые не разбираются в машинах, они и ездят  на станции.  Кто разбирается, они чинятся сами», - говорит мастер СТО «Локо», 29 лет.

Поведение на дороге

Мужчины, участвовавшие в опросе, приписывают женскому стилю вождения стремление выдержать на дороге большую дистанцию, чем это необходимо, посигналить, пропустить вперед, либо, наоборот, обогнать. Они признаются, что не знают, чего ждать от женщины-водителя. Их отношение можно охарактеризовать как отношение к «чужому», вторгшемуся на территорию, не предназначенную для него.

Наталия Сорокина