Будь здорова: разделы

Народные целители: лечат или калечат?

Фото:
 5 минут

    Доброе имя народных целителей оказалось опороченным, но заслуженно ли? Кто они, вообще, такие? И можно ли им верить?

    Поделиться
    Отправить

    На всевозможных «народных целителей» и психотерапевтов от сохи в конце 1980-х и в течение доброй половины 1990-х был настоящий модный бум.

    В последние годы, напротив, последний писк – навороченные коммерческие медицинские центры, а «потомственные ясновидящие», «знахарки с многолетним опытом», а заодно и бабушки, продающие на рынке целебные травки, едва ли не приравниваются к злостным сектантам.

    Доброе имя народных целителей оказалось опороченным, но заслуженно ли? Кто они, вообще, такие? И можно ли им верить?

    Город и деревня

    Начнем с того, что, перефразируя Киплинга, город есть город, деревня есть деревня, и вместе им никогда не сойтись. По-настоящему «народные» деревенские лекари существенно отличаются от своих «братьев» из мегаполисов по огромному количеству признаков.

    1. Система оплаты

    Главное, в чем упрекают целителей, это желание обманным путем вытянуть миллион-другой у отчаявшегося больного человека. Так вот, негласный кодекс деревенского целителя гласит, что деньги, а то и продукты и прочие дары, брать негоже, как и отказывать страдающему в помощи. Некоторые знахари даже настаивают на том, чтобы «ты забрал свое «спасибо» до того раза, когда действительно почувствуешь облегчение». Считается, что иначе врачеватель может лишиться своего медицинского таланта.

    Однако в небольших городах все большее число лекарей ограничиваются тем, что не берут деньги из рук в руки, а со стола – с превеликим удовольствием. Более того, у них, как во всяких уважающих себя медцентрах, даже появились жесткие тарифные сетки. Ну, а в столице «раскрученные» знахарки нередко зарабатывают более чем прилично.

    2. Доступность

    В самых дальних закоулках деревенской России вам с почтением и восхищением в глазах расскажут, что «раньше были люди», а теперь нет, пшик один, но на дом-другой, где живет врачевательница, все-таки обязательно укажут.

    Как правило, вас встретит пожилая дама, у которой расцвет врачебной деятельности пришелся где-нибудь на послевоенные годы, когда на помощь официальной медицины односельчанам особо рассчитывать не приходилось. Но и сейчас к ней заходят от случая к случаю. Но если вы не страждущий, а любопытный этнограф, настоящая знахарка постарается преодолеть профессиональное тщеславие и отправить вас восвояси, заявив, будто к врачебному делу абсолютно непричастна.

    Городские же целители совсем не такие засекреченные, а мегаполисные, так и вовсе заполонили СМИ своими рекламными объявлениями. Хотя это только вершина айсберга – и в Москве многие есть те, кто помогает исключительно «своим», «через знакомых». Именно от этих людей подвоха стоит ожидать в наименьшей степени.

    3. Преемственность

    Деревенские целители – нередко представители династии: в народе до сих пор считается, что «знатье» тебе должен «передать» другой врачеватель. А это значит не только, а иногда и не столько научить манипуляциям с человеческим телом, свойствам трав и определенных предметов, но и специальным «словам» – заговорам и молитвам.

    Преемником чаще всего становится младший ребенок в семье, иногда другой родственник или даже неродной человек. Но передача таких специфических знаний кому-то постороннему – исключительно вынужденная мера: считается, что, не обретя наследника, народный экс-медик будет очень мучительно умирать.

    Столичные знахарки намного чаще бывают самоучками или выпускниками различных сомнительных «академий», но, как правило, сами себя называют «наследственными».

    4. Недоверие к письменному и печатному слову

    Слова, которым бывший деревенский целитель обучает будущего, непременно должны быть заучены наизусть, записывать их считается дурным тоном – от этого они будто бы теряют свою силу, как и в том случае, если их подслушает посторонний. В некоторых деревнях старый знахарь или знахарка еще и наговаривают «волшебные слова» на какой-либо предмет, который и вкладывают в руки преемника.

    Кстати сказать, вроде бы наивное недоверие к записанному слову может оказаться весьма дальновидным с прагматической точки зрения. Во-первых, односельчане и так обзаводятся толстенными тетрадками с магическими словами на все случаи жизни и надо все-таки оберегать уникальность своего знания, поддерживать статус. А во-вторых, при многократном переписывании постепенно теряется источник информации: все-таки одно дело – однозначно вызывающая доверие покойная тетя Катя, и совсем другое – непонятно откуда взявшийся текст.

    Столичные целители больше деревенских доверяют печатному слову. По крайней мере, в том, что касается рекламы их услуг. Чего стоят их сайты и анекдотические целебные ссылки в Интернете, кликание на которые будто бы приводит в гармонию весь организм.

    5. Профессия и специализация

    Часто деревенские знахарки – специалисты довольно широкого профиля. Они не только лечат людей, но и, скажем, помогают найти пропавший скот, людей и предметы, урегулировать семейные отношения, а если кто-то плохо себя ведет, могут и порчу навести.

    При этом в сельской местности врачеватели обычно особенно крепко набивают руку на нетяжелых и самых распространенных проблемах – ушибы, вывихи, зубная боль, нарывы и бородавки – то, что в медицинских справочниках помещают в раздел «До приезда врача». Впрочем, работают они и с куда более серьезными вещами – например, со здоровьем маленьких детей. Прошли те времена, когда знахарки или повитухи принимали роды, обмывали младенца и перерезали ему пуповину, но вот от детской бессонницы, колик, дисплазии суставов, грыж и тому подобного они лечат до сих пор, причем нередко довольно успешно.

    Столичным врачевателям не приходится разыскивать скот. И на ушибы они обычно тоже не размениваются. Тут приоритетные направления – снятие сглаза и порчи, приворот и избавление от алкогольной зависимости. В деревнях за это тоже берутся, но с несколько меньшим апломбом. Лучшие деревенские лекари и самые засекреченные столичные в этих случаях просто работают как психологи, без устрашающего вращения глазами и театральных жестов, хотя немного мистического тумана подпустить тоже могут.

    6. Аптечка

    У деревенских знахарок, если не считать травок да привычных лекарств (вроде йода с вазелином), «аптечка» включает: иконы, воду, хлеб, кольца, мыло, ножи, сучки и т.п. У столичных целителей арсенал лексредств более разнообразный и загадочный. Впрочем, все зависит от категории врачевателя: белый он или черный, православный или шаман, или, вообще, член профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России. Также играют роль заявленные географические корни: аптечка сибирской целительницы в корне отличается от аптечки целительницы из Закарпатья.

    В принципе, деревенские целители, как и столичные, вполне способны устраивать из своих лечебных сеансов «театральное действие» – это же один из способов поддержания авторитета. Однако антураж все-таки дело второстепенное, им одним вряд ли кого-нибудь исцелишь. Так что тут стоит перейти к последнему отличительному признаку.

    7. Результативность

    Как столичные, так и деревенские целители вполне могут оказаться обычными профанаторами или погрязшими в собственных заблуждениях людьми. Просто в городе шансы нарваться именно на такого человека намного выше. Все-таки деревня – закрытое общество, и стоит лекарю зарекомендовать себя не с лучшей стороны, у него начинаются серьезные проблемы. В огромном городе неудачнику достаточно просто поменять район или и вовсе спокойно оставаться на насиженном месте – людей то много, и кто-нибудь обязательно попадется на рекламную приманку.

    Надо сказать, что самые результативные вещи нередко самые простые. Скажем, мы только недавно узнали, как важно, чтобы после родов мать прижала ребенка к груди или хотя бы прикоснулась к нему, и выучили новомодное слово «бондинг». А знахарки давным-давно наставляли: «Хоть пятой к ребенку, да прикоснись». А от лучшей столичной целительницы вместо слов приворота можно услышать дельный совет просто отпустить изменника с миром.

    То же самое касается и сугубо медицинских процедур. Настоящая целительница вылечит вывих сустава, просто вправив его на место, а застарелый кашель – уже признанным традиционной медициной настоем из оленьего мха. Шаманские пляски вовсе не исключаются, но только когда они дополняют более простые и действенные средства, а не заменяют их.

    Будь здорова: разделы
    Связанные статьи
    Медпортал нашел для вас 4 связанные статьи
    Секс

    Любовь и секс во время кризиса

    Одного у нас пока не отнимешь: возможности любить или хотя бы заниматься сексом.

    Пища для ума

    Рейтинг злых Санта Клаусов

    Западные Санта Клаусы больше склонны к насилию и преступлениям против общества, чем российские Дедушки Морозы, которые, как правило, тихо страдают только от хронического алкоголизма.

    Пища для ума

    Биоритмы на каждый день

    Проштудировав вслед за хронобиологами суточное расписание работы внутренних органов, мы составили 11 биоритмических советов на каждый день.

    Питание и диеты

    Японская диета: эксперимент на себе

    Диета названа японской, а половина рекомендованных продуктов для японцев экзотика...