Проблемы первоклашек

Проблемы первоклашек
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Вместе с детьми растут и хлопоты, которые усложняются и дорожают.

Как быстро бежит время! Казалось бы, еще совсем недавно ваше чадо училось делать первые шаги, покачиваясь на неустойчивых ножках. Еще вчера вы с гордостью рассказывали мужу, какие чудесные куличики слепила из песка ваша кроха или, быть может, какую высокую башню из кубиков ей удалось построить.

Позади остались младенческие пинетки, режущиеся зубки, утренники в детском саду. И вот уже ваш малыш стоит на своей первой школьной линейке. Трепещут, словно стая гигантских бабочек, невесомые белые банты, мелькают разноцветные букеты в шуршащих обертках, и вот первый школьный звонок возвестил начало нового взрослого этапа – и для свежеиспеченного первоклассника, и для его родителей.

Школьная жизнь начинается с праздника, в окружении цветов, музыки, поздравлений. Маленькие школьники, упиваясь своим новым статусом, нередко ждут, что праздник будет продолжаться все время. Однако после праздников, как водится, наступают будни. Тут и выясняется, что в водовороте школьной жизни скрыты свои подводные камни. О том, с какими проблемами может столкнуться семья первоклашки, мы сегодня и поговорим.

Режим дня

Даже если в детском саду ребенок привык к более-менее стабильному режиму дня, за лето этот режим успевает окончательно разболтаться. Он может зависеть от чего угодно – от интересной передачи по телевизору, от важных игр, которые продолжаются («ну еще минуточку»!) до самой поздней ночи. Завтрак порой смещается ближе к обеду, полдник предусмотрен только в том случае, если удастся выдернуть сокровище из веселой дачной компании. Одним словом, какой уж там режим... Вот начнется школа, тогда все будет «по правилам». Однако малышу бывает довольно сложно перестроиться с беспечного летнего ритма на строгий школьный распорядок дня. Отсюда – недосыпание, повышенная утомляемость; ребенка тяжело поднять утром и уложить вечером.

Чтобы избежать подобных проблем, постарайтесь еще в середине августа установить четкий режим дня, максимально приближенный к «боевым условиям» школы. В этом случае детский организм заранее успеет перестроит свою работу и войти в новый ритм достаточно безболезненно.

«А нам велели принести завтра в школу пластилин»...

Или кассу букв и слогов. Или баночку-непроливайку для урока рисования. Или счетные палочки. Или загадочный предмет под названием «абак»...

Список может быть бесконечным. И все бы ничего, да только ваш новоиспеченный первоклассник вспоминает об этом непосредственно перед сном, когда все магазины уже давно закрыты. Можно, конечно, в воспитательных целях отправить его завтра в школу без пластилина, кассы и баночки, чтобы, дескать, почувствовал, как важно быть внимательным. Но, подумайте, стоит ли? Ведь ему так хочется быть успешным, и далеко не всегда он действительно виноват в том, что забыл вовремя предупредить вас о требованиях учительницы – на него сейчас легла очень большая нагрузка.

Обычно перед началом учебного года на родительском собрании оглашается весьма внушительный список необходимых в школе предметов. Не поленитесь запастись пресловутыми баночками и палочками еще до наступления первого сентября. И тогда неожиданные проблемы не застанут вас врасплох.

Не пойду больше в школу!

Если ребенок сказал такое, прежде всего, не спешите хвататься за валерьянку или за ремень. Успокойтесь сами, а потом постарайтесь выяснить, какие у вашего первоклашки возникли проблемы. Для начала поговорите с самим ребенком. Чтобы «разговорить» молчуна, не ограничивайтесь вопросами, на которые можно дать лишь однозначный ответ (да или нет). Не задавайте вопросов типа: «Понравилось ли тебе сегодня в школе?», потому что они заводят разговор в тупик. Ваш вопрос должен предполагать развернутый ответ: «Кто сидит с тобой за партой? Чем вы занимались на переменах?», «О чем рассказывала Татьяна Петровна на уроке природоведения?», «С кем ты подружился в школе?»

Отличный способ получения информации – игра. Вернитесь к недавним дошкольным временам, когда игра была для вашего малыша главным способом познания мира. Вместе с ребенком рассадите по «партам» плюшевых зверей или кукол, попросите его играть за какого-нибудь ученика, пытаясь максимально точно воссоздать атмосферу настоящей школы. Потом можно поменяться ролями: пусть ваш первоклашка играет за учителя, а вы – за ученика. Обратите внимание на то, с какой интонацией говорит игрушечный учитель, как он обращается к ученикам. Если ребенок играет за ученика, имейте в виду – он, скорее всего, изображает либо себя, либо идеальный образ, которому он изо всех сил хочет соответствовать. Такая ролевая игра поможет вам очень много понять в школьной ситуации – больше, чем все разговоры вместе взятые.

Не спешите обвинять малыша в школьных проблемах – дескать, сам виноват. Если ребенок не почувствует сейчас вашей поддержки, сочувствия и понимания, основы мироздания для него пошатнутся. Представьте себе – у него не будет НИ ОДНОГО человека, который поймет его и примет таким, какой он есть!

Не лишним будет и поговорить с учительницей вашего ребенка. Спокойно, без аффекта постарайтесь выяснить, в чем заключается проблема, попросите совета, который потом вы спокойно сможете обдумать дома.

Нередко учителя и родители, сплотившись единым фронтом, обвиняют ребенка в том, что он ленится. Ведь мог бы учиться и лучше, но лень-матушка раньше него родилась!

Давайте выясним, что такое лень для первоклашки. На самом деле, за пресловутой ленью могут стоять разные серьезные проблемы.

  • У ребенка нет стимула «грызть гранит науки», он не понимает, зачем это нужно.

В этом случае нужно постараться сделать процесс учебы максимально интересным и важным для самого малыша. Мне в детстве, например, казалось, ужасно глупым, что русскоязычные люди говорят между собой на английском языке, было в этом что-то глубоко противоестественное. И только когда мне пришлось говорить на английском с американцами, у меня появился стимул для изучения языка, он стал насущной необходимостью.

Скучно считать, сколько будет 2+4? Отправьте малыша в магазин и дайте ему возможность самому выбрать покупку, на которую у него хватит денег, пересчитать деньги у кассы, получить сдачу от кассира. Вот оно, живое дело, ради которого можно и поучиться!

  • За тем, что учителя и родители называют ленью, может стоять темперамент ребенка

Есть дети, которые все схватывают на лету, а есть те, что делают все добросовестно, но медленно. Если ваш малыш принадлежит к последним, самое страшное слово для него «Быстро!!!». Оно парализует его движения или, наоборот, заставляет в лихорадочной спешке ляпать ошибку за ошибкой. Обратите внимание на то, как ваш ребенок рисует, собирает какую-либо композицию из кубиков, конструктора. Если движения его точны, но медленны, то смиритесь – это особенности его темперамента. Обсудите это с учителем и вместе найдите пути, которые помогут вашему ребенку раскрыть свои способности, не вписывающиеся в общепринятые стандарты.

  • Особые проблемы нередко возникают у леворуких детей

Я долго не понимала, почему моя старшая дочка в первом классе никак не могла аккуратно переписать буквы в прописях. И однажды, наблюдая за тем, как она пишет левой рукой, заметила, что она закрывает образец в начале строки. Ситуация принципиально улучшилась, когда я стала ей писать образец в конце строки, с правой стороны.

Как помочь малышу?

Для того, чтобы восстановить положительное отношение к учебе и к школе в целом, имейте в виду следующее:

  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с супер-отличницей Машей Федоровой или с вундеркиндом Мишей Ивановым. Такие параллели способны лишь окончательно разуверить ребенка в собственных способностях. Сравнивать можно лишь с ним самим, и старайтесь, чтобы эти сравнения были положительными: «Вчера ты сделал в домашней работе три ошибки, а сегодня только две».
  • Еще один важный момент: не зацикливайтесь на оценках , даже если формальных оценок в первом классе не ставят. Подчеркните не собственно оценку, а процесс обучения: «Смотри, какой интересный рассказ про динозавров. Здорово, что ты его прочитал. Тебе приятно, что ты сам это сделал? Хочешь, сходим в музей, посмотрим, какие были динозавры?»
  • Пусть малыш будет уверен, что вы любите его не за хорошую учебу, а просто так , за то, что он есть на свете. Иначе всю жизнь он будет доказывать вам, себе и окружающим, что он хороший и поэтому достоин любви.
  • Не допускайте, чтобы ребенок замыкался на школьных неудачах, это может негативно сказаться на его самооценке. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш малыш был бы успешным, мог бы самоутвердиться. Вот пример.

Мальчик Саша поступил в первый класс. Но выяснилось, что в школе его ждут очень большие трудности, он не дотягивал до общего уровня, постоянно отвлекался на уроках и постепенно превращался в аутсайдера. Ребенок хорошо понимал свою неуспешность, чувствуя на себе клеймо «двоечника». Однако мама обратила внимание, что мальчик довольно артистичен и отвела его в театральную студию. Там он смог полностью реализовать себя, став ведущим актером детской труппы. Проблема самооценки и признания у Саши была решена. Примечательно, что и в школе дела стали постепенно налаживаться.

Конечно, это произошло не случайно. Дело, в котором человека признают и ценят, дает уверенность в собственных силах.

Одним словом, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к первым школьным проблемам вашего первоклашки. В какой-то мере они неизбежны. И от того, насколько успешно вам удастся решить их сейчас, зависит очень многое.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Источники

  • Fuchs LS., Seethaler PM., Sterba SK., Craddock C., Fuchs D., Compton DL., Geary DC., Changas P. Closing the Word-Problem Achievement Gap in First Grade: Schema-Based Word-Problem Intervention with Embedded Language Comprehension Instruction. // J Educ Psychol - 2021 - Vol113 - N1 - p.86-103; PMID:33776137
  • Ashkenazi S., Cohen N. Developmental trajectories of strategy use in children with mathematical anxiety. // Acta Psychol (Amst) - 2021 - Vol215 - NNULL - p.103293; PMID:33743502
  • Son Y., Kim S., Lee JS. Self-Injurious Behavior in Community Youth. // Int J Environ Res Public Health - 2021 - Vol18 - N4 - p.; PMID:33671424
  • Sidneva A. Developmental Effects of Davydov's Mathematics Curriculum in Relation to School Readiness Level and Teacher Experience. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.603673; PMID:33329273
  • Gigerenzer G., Multmeier J., Föhring A., Wegwarth O. Do children have Bayesian intuitions? // J Exp Psychol Gen - 2020 - Vol - NNULL - p.; PMID:33119349
  • Koyama Y., Fujiwara T., Isumi A., Doi S., Ochi M. The impact of public assistance on child mental health in Japan: results from A-CHILD study. // J Public Health Policy - 2021 - Vol42 - N1 - p.98-112; PMID:33116265
  • Yamaguchi S., Ojio Y., Foo JC., Michigami E., Usami S., Fuyama T., Onuma K., Oshima N., Ando S., Togo F., Sasaki T. A quasi-cluster randomized controlled trial of a classroom-based mental health literacy educational intervention to promote knowledge and help-seeking/helping behavior in adolescents. // J Adolesc - 2020 - Vol82 - NNULL - p.58-66; PMID:32615487
  • Krawitz J., Schukajlow S. When Can Making a Drawing Hinder Problem Solving? Effect of the Drawing Strategy on Linear Overgeneralizations and Problem Solving. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.506; PMID:32292368
  • Kwak HJ., Ahn UK., Lim MH. The clinical effects of school sandplay group therapy on general children with a focus on Korea Child & Youth Personality Test. // BMC Psychol - 2020 - Vol8 - N1 - p.9; PMID:32005288
  • Babkina N. Experimental Research into Conscious Self-Regulation in First-Graders with Developmental Delay. // Behav Sci (Basel) - 2019 - Vol9 - N12 - p.; PMID:31847508
Дипломы и сертификаты