Что делать с детской ревностью

Что делать с детской ревностью
 6 минут
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Кажется, не осталось сейчас такого издания для родителей, в котором бы не обсуждалась тема детской ревности. И, тем не менее, вопросы продолжают возникать.

Всюду говорится о том, что старшего ребенка нужно готовить к появлению малыша, рассказывать о том, как выглядит новорожденный кроха, предлагать почувствовать ладошкой, как не родившийся пока младенец толкается в мамином животе. Все это, конечно, совершенно необходимо, но не стоит забывать, что у вашего чада, которое готовится стать братом или сестрой, есть еще один, не менее важный способ познания мира – игра. Именно в этой деятельности дети проигрывают свои переживания и впечатления, и даже, как это ни удивительно, программируют свое поведение в реальности.

Ждем аиста вместе

Итак, ребенок узнает о том, что у него появится братик или сестричка. Возможно, он даже сам просил вас об этом и искренне ждет счастливого события, представляя себе, если не нового товарища по играм, то, во всяком случае, новую живую куклу. Однако зачастую после рождения брата или сестры или незадолго до этого, в период маминой беременности, у старших детей начинаются неожиданные проблемы в школе или в детском саду, возможны и психосоматические реакции – обострение хронических заболеваний, постоянные простуды «на ровном месте». Покладистый и веселый малыш становится раздражительным и упрямым.

Не спешите ругать его, он совсем не виноват в своем состоянии!

Чтобы избежать этих проблем или хотя бы сгладить их, попробуйте заранее приблизить к малышу недалекое будущее, ведь причиной такого поведения является неосознанный страх грядущих перемен. Наверняка, во время декретного отпуска у вас появится больше времени, которое можно посвятить старшенькому. Подберите вместе с ребенком игрушки (кукол или человечков из конструктора «Лего»), изображающие вашу семью. Имена им можно дать такие же, как и у настоящих членов семьи, а можно придумать другие. А теперь разыграйте с игрушками приближение родов.

Чтобы не вдаваться в анатомические подробности (если, на ваш взгляд, ребенок до них не дорос), Мама, предположим, говорит: «Кажется, наш малыш уже совсем скоро родится, мне пора собираться в роддом».

Желательно не заострять внимание ребенка на болевых ощущениях. Во-первых, таким образом, вы, так или иначе, задаете себе программу боли, а во-вторых, внушаете своему первенцу, что младшая сестра или братик будет виноват в маминых муках.

А дальше со всем присущим вам артистизмом проиграйте развитие событий. Что делают Папа и Старший Ребенок, пока Мама в роддоме? Будет ли Папа помогать Маме в родах? Если вы собираетесь на это время поручить свое чадо заботам бабушки или знакомых, обязательно предупредите его об этом – тоже в игре. Пусть за ним приедут, пусть он твердо знает, что его ждет, и, главное, что вы его заберете потом домой.

Если вы планируете домашние роды, заранее определите, будет ли присутствовать на них ваш старший.

Первая встреча

Договоритесь, как вы сообщите ребенку о рождении братика или сестрички, попробуйте представить себе их встречу. Сохраняйте оптимистический настрой во время игры. Первая встреча ваших детей – один из самых сложных и важных моментов в их взаимоотношениях. И проиграть ее необходимо как можно ближе к реальности.

Не нужно тешить себя иллюзиями, что старший ребенок в первое же мгновенье проникнется глубокими братскими чувствами. Скорее наоборот – ему нужно убедиться, что после появления маленького пришельца мама любит его по-прежнему. Дайте ему почувствовать эту уверенность и в игре, и «взаправду»!

В былые времена в семьях, особенно крестьянских, всегда было много детей – если не своих, то ближайших родственников, соседей, и дети обычно прекрасно представляли себе, как выглядят новорожденные, как они кричат, и даже что родильнице требуется особый уход. Наших малышей, живущих в муравейниках-мегаполисах, нужно этому учить специально. Сын одной моей знакомой сказал как-то о своем младшем брате: «Я, конечно, знал, что маленькие могут громко плакать, но чтобы та-а-к громко...».

Так вот, чтобы ребенок знал, что его ждет, хорошо бы познакомить его с настоящим младенцем, но если у вас этого не получится, можно и самой попытаться изобразить отчаянный детский рев. Пусть он будет возникать достаточно часто – тяжело, как говорится, в учении, легко в бою! Вместе с ребенком попытайтесь понять, чего же хочет ваша новая кроха, советуйтесь с ним по поводу ухода за малышкой.

Ну а теперь, когда Маленький доволен и спокоен, он засыпает, а кукла-Мама занимается со своим Старшим. Об этом моменте ребенок тоже должен знать заранее – мама таким образом показывает, что она не перестала его любить. Они могут вместе почитать или заняться каким-нибудь интересным делом, приятным для них обоих. Пусть в семье (и в игре, и в реальности!) сохранятся значимые для ребенка традиции – блинчики по воскресеньям, совместный ужин, чтение сказки перед сном. Ведь дети – самые большие консерваторы на свете, и в сохранении привычных ритуалов они чувствуют стабильность своего положения.

И еще важный момент: у ребенка не должно сложиться впечатление, что жизнь семьи после рождения брата или сестры превратится в нескончаемую череду испытаний на прочность. Обязательно проиграйте и положительные моменты – как ваш Маленький будет радоваться взрослым, как с ним можно будет играть в разные младенческие игры. Например, моя старшая шестилетняя дочка с большим удовольствием «вспоминала молодость» и играла в знаменитые прятки за пеленкой или салочки на четвереньках.

Хочу предупредить, что игра «в рождение малыша» будет повторяться не один раз. И даже не пять. Для того, чтобы прожить какое-то событие в игре, ребенку понадобится проиграть его вместе с вами много-много раз. Но не жалейте времени на это – оно окупится сторицей после рождения маленького.

Теперь нас стало больше – тактика дальнейших действий

Но вот долгожданное событие произошло – малыш родился. Вам удалось в большей или меньшей степени подготовить к нему старшего. Однако невозможно весь путь новоявленных братьев и сестер устелить соломкой, и ни в коем случае не надо обвинять ни себя, ни ребенка в том, что реальность получилась не такой радужной, как мы ее себе представляли. Лучше постараться проанализировать, какие возникли сложности, и решить их, как всегда, в игре.

Самая распространенная проблема маленьких ревнивцев – это проявление агрессии по отношению к малышу. Особенно часто она возникает, когда младенец становится все более самостоятельным и активным, начинает ползать, проявляет жгучий интерес к игрушкам и книжкам старшего брата или сестры. При первых признаках агрессии у старшего не ругайте и не вините ребенка, агрессию тем самым вы не снимите, а лишь загоните еще глубже.

Конечно, открытую агрессию, которая может причинить физический или психологический вред маленькому, следует пресекать, но одного этого явно недостаточно.

Во-первых, попытайтесь понять, кому ваш старший ребенок адресует свое негативное послание – младшему или вам, родителям? Нередко толканья, пинки, укусы демонстративно происходят только в присутствии родителей, чтобы те, наконец, обратили внимание на старшего. Может быть, стоит чаще обнимать его, прислушиваться к его голосу в семье. Ребенок должен знать, что некая (пусть даже не очень значительная!) часть родительского времени и внимания посвящена только ему.

Если же вы чувствуете, что агрессия направлена на малыша, попробуйте перевести ее в мирное русло. Объясните старшему, что в каждом из нас есть «спокойная, добрая» часть и есть «злая». Для того, чтобы «спокойная» победила «злюку», нужно свою злость куда-нибудь выплеснуть. Вариантов множество, выберете или найдите наиболее приемлемый для вашего чада. Можно рвать на мелкие кусочки бумагу, можно лепить из пластилина – давить, мять, размазывать со всей силы – пластилин имеет очень сильный психотерапевтический эффект. Можно прыгать с верхней ступеньки спортивного комплекса на мягкий мат, расстеленный на полу (таким образом ребенок отвлекается от «злых» мыслей, внутренне собирает себя и преодолевает собственный страх). Такой способ подходит, правда, для достаточно спортивных детей.

Будьте готовы к тому, что в развитии вашего старшего ребенка может произойти некоторый регресс: он может снова начать писать в штаны, требовать себе памперс, мамино молоко. Моя старшенькая, глядя на то, как я ношу в перевязи ее новорожденную сестру, просила завернуть ее в простынку и поносить в пледе, перекинутом через плечо. Отнеситесь с пониманием к этим просьбам: ведь так ребенок проверяет, осталось ли в вашем сердце место и для него.

Играем вместе!

Прекрасно, если удастся подключить младенца к вашей совместной игре. Он, например, вполне подходит для роли «пациента», в то время как старший будет изображать «врача». Мама может прийти с малышом в «поликлинику» и получить от «доктора» ряд ценнейших советов по уходу и воспитанию современных детей. А когда придет время делать маленькому массаж, старший ребенок может повторять мамины действия на большой кукле – тогда у вас получится настоящий массажный кабинет на дому.

Если старший ребенок – девочка, можно поиграть в настоящие «дочки-матери». Проигрывайте ежедневные ситуации: встречу молодых мамочек с колясками на прогулке, поход в бассейн, в гости. Поделитесь со своей дочкой-подружкой проблемами нынешних младенцев, пожалуйтесь на плохой аппетит вашего крохи, обсудите прорезывающиеся зубки. Такая игра, кроме всего прочего, очень полезна для развития материнских инстинктов, а старшая дочка почувствует свою важность и значимость для мамы.

Одним словом, играйте и творите. Игра поможет старшему ребенку почувствовать, что он в безопасности, что его любят по-прежнему и что он нужен в семье. И тогда он станет для своего младшего брата или сестры настоящей опорой и поддержкой.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Источники

  • Kolbe V., Büttner A. Domestic Violence Against Men-Prevalence and Risk Factors. // Dtsch Arztebl Int - 2020 - Vol117 - N31-32 - p.534-541; PMID:33087241
  • Strobbe-Barbat M., Macedo-Orrego LE., Cruzado L. Othello Syndrome Secondary to Cerebral Tuberculoma: A Case Report. // Rev Colomb Psiquiatr - 2020 - Vol49 - N2 - p.116-120; PMID:32446418
  • Cheng P., Jaffe P. Examining Depression Among Perpetrators of Intimate Partner Homicide. // J Interpers Violence - 2019 - Vol - NNULL - p.886260519867151; PMID:31370737
  • Buchberg L. Oedipus in Brooklyn: reading Freud on women, watching Lena Dunham's girls. // Psychoanal Q - 2014 - Vol83 - N1 - p.121-50; PMID:24470367
  • Earp BD., Wudarczyk OA., Sandberg A., Savulescu J. If I could just stop loving you: anti-love biotechnology and the ethics of a chemical breakup. // Am J Bioeth - 2013 - Vol13 - N11 - p.3-17; PMID:24161170
  • Josephs L. The adaptive functions of sexual plasticity: the suppression and surreptitious expression of human sociosexuality. // Psychodyn Psychiatry - 2012 - Vol40 - N2 - p.243-74; PMID:23006118
  • Volling BL. Family transitions following the birth of a sibling: an empirical review of changes in the firstborn's adjustment. // Psychol Bull - 2012 - Vol138 - N3 - p.497-528; PMID:22289107
Дипломы и сертификаты