Лечение в Москве

Умение увольняться

Увольнение часто создает определенные проблемы для будущей профессиональной деятельности. Умение пройти этот этап с минимальными потерями, а может быть, даже и с приобретениями, значительно облегчает карьерные прорывы. В последние годы все реже встречаются работодатели, оценивающие нового специалиста без анализа его профессионального прошлого и считают, что хороший специалист должен иметь хотя бы несколько лет опыта работы в новой реальности.

Поэтому требование к кандидату предоставлять рекомендации с прежних мест работы стало нормой. Понятно, что отличную рекомендацию бывший руководитель даст только в том случае, если вы расстались с ним по-хорошему, и он не затаил на вас обиду. Достойный уход с прежней работы позволяет иметь некоторые ресурсы для будущей деятельности.

Так как увольнение в зависимости от ситуации может протекать по различным сценариям, мы рассмотрим их по порядку.

1. Вас неожиданно выставили за дверь. К сожалению, в настоящее время нередко встречаются компании, в которых увольнение персонала происходит максимально деструктивно. Опасаясь утечки коммерческой информации, служба безопасности подобных фирм в какой-то момент просто не допускает увольняемого сотрудника на рабочее место, предлагая ему пройти в отдел кадров для расчета. Ни со своими теперь уже бывшими коллегами, ни с руководством компании изгнанник встретиться не может. Юридические аспекты такой практики обсуждать не будем. Заметим только, что с подчиненными начальники всегда обращаются так, как сами работники им позволяют. И раз уж в учреждении принята такая практика, о чем вы не можете не знать, видя, как внезапно исчезают ваши коллеги, то готовность к увольнению должна быть постоянной. Что это значит? Прежде всего следует заранее обменяться домашними телефонами с наиболее интересными для вас членами трудового коллектива. Если так случится, что вас неожиданно постигнет кара небесная, то никто вам уже не помешает в свободное от работы время созвониться с бывшими коллегами и, поговорив по душам, договориться о сохранении взаимовыгодной связи на будущее.

2. Вас решили уволить цивилизованно, сообщив об этом своевременно. Лучшей реакцией на это событие должна стать радость. Как говорят мудрые люди: «Все, что ни случается, все к лучшему». В любом самом неприятном на первый взгляд событии при некоторой психологической сноровке можно обнаружить положительные моменты. Вот на них и сосредоточьтесь! При этом спокойно используйте имеющееся у вас время для бесед с нужными людьми и подготовки к поиску новой работы. Разговоры с руководством и коллегами должны подчиняться следующей логике: «В нашем с вами сотрудничестве были и приятные моменты, и конфликты. Вспоминать старые обиды у меня нет желания, а хочется сохранить в памяти и у себя, и у вас о нашем взаимодействии только положительные моменты.

Пройдет время, и мы проведем работу над ошибками. Это станет, надеюсь, залогом того, что если жизнь нас еще сведет вместе в наших делах, то новые отношения будут лучше прежних. Наше сотрудничество мне многое дало в профессиональном плане, за что я вам искренне благодарен. Надеюсь, что это не последнее мое приобретение в жизни от нашего с вами знакомства».

3. Вам неожиданно сделали интересное предложение со стороны. В этом случае инициатором прекращения сотрудничества оказываетесь вы, что психологически осуществить труднее. Преподнесите начальству эту новость так, как будто вы еще не приняли окончательного решения и находитесь в раздумьях. Свой монолог можно построить следующим образом: «Я хотел бы обсудить с вами вопрос о моем профессиональном развитии. До недавнего времени моя работа шла своим чередом, и в мои планы не входило делать какие-либо резкие движения. Я, конечно, рассчитывал на карьерный рост, но к серьезным прорывам в этом отношении считал себя пока не готовым. Однако не так давно не меня вышли заинтересованные люди и стали убеждать меня в обратном. Они считают, что я уже давно готов к большему в своей работе, для чего и предлагают новое профессиональное поприще. В принципе, я начинаю склоняться к тому, чтобы принять их предложение, так как для меня это будет серьезным рывком вперед. Да и в жизни у меня накопился ряд некоторых проблем, для решения которых более высокая зарплата окажется кстати. Со своей стороны я понимаю, что мой возможный уход неизбежно создаст некоторые осложнения в деятельности компании, поэтому хочу обсудить создавшуюся ситуацию еще до того момента, когда я приму окончательное решение и напишу заявление». После такого монолога реакция начальника может быть трех видов:

А. «Ну и катись на все четыре стороны». Здесь очевидна обида, и надо попытаться ее сгладить: «Ну зачем вы так резко! Вы же прекрасно понимаете, что мы, начиная сотрудничать, не заключали с вами брак до гробовой доски. Когда-нибудь наши пути должны были разойтись. Точно так же и вы меня могли уволить по собственной инициативе, если посчитали бы это полезным для дела. Мне бы очень не хотелось прекращать наше сотрудничество на такой эмоциональной ноте, тем более что никто нам не мешает его продолжить и после того, как я уже стану представлять другую компанию. Во всяком случае мне очень хотелось бы сохранить наши деловые отношения и на будущее». Если начальник после такого примиряющего пассажа не оттает душой, то ему можно дать на это время, вернувшись к продолжению разговора уже с заявлением в руках, так как он откровенно проявил неготовность пытаться вас удержать у себя встречным предложением, перебивающим альтернативное со стороны.

Б. Если же такое предложение от него все-таки последует, то у вас появляется шанс выбрать лучший вариант развития своей карьеры. Но здесь важно постараться не попасть в очень распространенную ловушку. Суть ее заключается в том, что начальник делает вам не менее интересное предложение для продолжения сотрудничества, на самом деле не собираясь выполнять свои обещания. Вы решаете остаться на старом месте работы, теряя таким образом альтернативного работодателя. А через месяц-другой, когда понимаете, что начальник вас обманул, деваться уже некуда. Так что в таких ситуациях надо уметь либо четко фиксировать свои новые договоренности с руководителем, либо консервировать интересную вакансию у потенциального работодателя за собой на пару месяцев.

В. Третьим вариантом реакции начальника может стать вопль собственника, у которого кто-то из-под носа пытается увести раба. Такой менеджер даже мысли не может допустить о том, что его работник может уйти сам. Поэтому его ответ на ваше известие о возможном увольнении обычно имеет форму яростного «наезда» и состоит сплошь из обвинений, суть которых сводится к тому, что вы «неблагодарный эгоист, в которого компания вложила огромные деньги, силы и время, следовательно, вы не имеете морального права уходить, пока не отработаете все это сполна». Если же вы начнете упорствовать, то начальник выдвинет такие условия увольнения, выполнение которых сделает вас рабом по факту, а уход превратится в недостижимый горизонт. В этой ситуации ход событий принимает неотвратимо деструктивный характер, и ваш уход подобен бегству, когда думают только о минимизации собственных потерь. Здесь уже действует правило: чем дольше уходишь, тем больше теряешь.

4. Запланированный уход. Если решение об увольнении вы принимаете заблаговременно, а ваши отношения с начальством доброжелательны и конструктивны, то полезно завести с ним разговор об этом еще за пару месяцев до реального прекращения работы, чтобы минимизировать осложнения в работе коллектива, вызванные вашим уходом. В этом случае лучшим вариантом разговора является обстоятельное объяснение причин вашего поступка. В беседе по душам можно изложить свою жизненную ситуацию и обусловленные этим личные планы, органичной частью которых является смена места работы. Войдя в ваше положение, начальник будет готов пойти навстречу, облегчая по возможности решение ваших житейских проблем. Такие отношения лучшим вариантом организации вашего ухода предполагают совместное составление программы действий на оставшийся период сотрудничества, направленной на максимально полное удовлетворение интересов обеих сторон.

Подобная ситуация обычно позволяет уволиться с минимальными потерями и наибольшими ресурсами для будущей деятельности. Да и возможное возвращение в случае неблагоприятного развития событий обычно происходит легче. Наиболее мудрые руководители, будучи не в состоянии удержать у себя хороший персонал, не злобствуют от бессилия, а рассматривают бывших сотрудников как своих агентов во внешнем мире, которые в будущем могут способствовать облегчению жизнедеятельности своего бывшего трудового коллектива. В таком случае и увольняющемуся психологически легче начинать новую жизнь благодаря осознанию, что где-то есть тихая гавань, куда можно при необходимости вернуться. Взаимная поддержка даже после расставания обычно приносит ощутимые плоды обеим сторонам.

С. А. Гладышев, психолог

Лечение в Москве (66 клиник)
– отделение педиатрии
– дни работы
– круглосуточный приём
– многопрофильная клиника
– сеть клиник
– информация о клинике
Выбрать метро  
Стационар. Кабинеты консультативного приёма. Кабинеты лечебного приёма

70328

74933

80326

132745

154935

Сеть клиник для взрослых и детей. Мировые стандарты диагностики и лечения
Арбатская • Парк культуры • Таганская • Улица 1905 года • Цветной бульвар

18567

29502

49426

151744

Выхино • Молодежная • Новогиреево • Севастопольская
пн-вс | 09:00 - 18:00

210058

Диагностика, лечение, амбулаторная хирургия, реабилитация, фитнес-центр
Авиамоторная
пн-вс | 09:00 - 18:00
Медпортал рекомендует