Моббинг: травля на рабочем месте

Моббинг: травля на рабочем месте
  • Врачи
  • Лечение
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Моббинг – новое слово для обозначения хорошо всем известного явления: травли на рабочем месте.

Проблема моббинга становится особенно актуальной в последние годы – когда страх потерять работу стал очень популярен, а желание сделать карьеру любой ценой уже никого не удивляет.

Специалисты выделяют несколько разновидностей моббинга. Горизонтальный – когда угроза исходит от коллег. При вертикальном моббинге задействована иерархическая система: начальство травит подчиненного или, наоборот, подчиненные решили выжить руководителя. Но, пожалуй, самым ужасным является так называемый сэндвич-моббинг – когда нападки идут отовсюду: и со стороны подчиненных, и со стороны руководства.

Что считать моббингом?

По каким признакам можно оценить, что является травлей, а что – серией конфликтов? Прежде всего – это протяженность во времени. К тому же моббинг всегда направлен на одного человека, а не на группу. И, наконец, моббинг не преследует никаких целей, кроме унижения и запугивания жертвы. Методы, которые используют преследователи, всегда примерно одинаковы.

Изоляция от неформальных личных контактов. Здесь существует масса возможностей: жертву не зовут с собой обедать или в курилку, не приглашают на вечеринки, не здороваются.

Перекрытие каналов служебной информации. Сотрудники могут намеренно скрывать или «забывать» сообщить сведения, касающиеся работы – не пересказывать рабочие новости, слишком поздно доносить служебную информацию, забыть пригласить на совещание.

Игнорирование успехов. Сотрудники игнорируют любые достижения жертвы, не обращают внимания на ее вклад в общее дело. Руководство – систематически оставляет жертву без вознаграждений и продвижения по службе.

Попытки испортить репутацию – как личную, так и профессиональную. Преследователям с воображением есть где разгуляться: они могут распускать различные сплетни о жертве, подбрасывать «улики», порочащие ее достоинство, воровать со стола нужные бумаги.

Иногда противостояние переходит в открытую фазу – в оскорбления и физическое насилие. Драки на рабочем месте в компаниях, где практикуется моббинг – явление нередкое.

Что чувствуют жертвы моббинга

Даже если у человека, ставшего жертвой моббинга, поначалу отыскивались заступники, то со временем он остается один на один с преследователями. «Сегодня он, а завтра я», — рано или поздно понимают защитники жертвы.

Помимо того, что жертва моббинга ежедневно живет в состоянии сильного стресса, у нее сильно снижается самооценка. Приходится постоянно быть начеку и ждать подвоха из-за каждого угла.

Человек, ставший жертвой моббинга, начинает сомневаться в своем умении дать отпор и в своих профессиональных способностях. И это может быть не только субъективное ощущение: профессиональные обязанности действительно могут страдать, когда ежедневно приходится обороняться от «террариума единомышленников».

Со временем привычки жертвы становится все сложнее оставлять за порогом офиса. Объекту моббинга начинает казаться, что к нему как-то иначе стали относиться друзья, что его слегка презирают домочадцы. Жертва моббинга может разглядеть врагов на пустом месте: такое поведение просто притягивает новые конфликты.

Как ни парадоксально, жертвы моббинга не хотят уходить с работы, где их систематически травят. Обычно они мотивируют это нежеланием признать себя побежденными в этой несправедливой войне. На деле причины могут скрываться куда глубже: жертвы моббинга начинают сомневаться в собственных силах и компетентности. Им кажется, что уволившись даже с такой незавидной работы, они уже не найдут себе никакого другого места. Они начинают сомневаться в своей привлекательности и переживают о том, как будет выглядеть их резюме в глазах следующего работодателя.

Изображая жертву

В последнее время в журналах появляется немало инструкций, написанных в жанре «вредных советов». Обычно они так и называются – «как стать жертвой моббинга». Поэтому создается впечатление, что жертва всегда сама виновата в своих злоключениях. Иначе говоря, достаточно выполнить ряд простых действий – и моббинг вам не грозит. Например, не стоит вызывать зависть коллег, не надо сильно отличаться от них уровнем достатка или экзотическими интересами. Не надо быть «шибко умным» или выскочкой, не стоит вести себя вызывающе, игнорировать писаные и неписаные правила, установленные в организации, быть слишком инициативным. В общем, лучше сидеть и не высовываться. Или, как шутил один известный актер, «соблюдайте правило трех Б: будьте бедным, больным и бездарным – и тогда всеобщая любовь вам гарантирована».

Шутки шутками, но коллективам, в которых сотрудники принадлежат к одной социальной среде, обладают сходным образованием и одинаковой мотивацией, гораздо меньше шанс подцепить вирус моббинга.

Однако бывают случаи, когда жертва моббинга оказывается совершенно невиновна в подобном отношении к ней. А вся вина за травлю лежит на руководстве и его неправильных управленческих решениях.

Во-первых, руководство может поощрять конкуренцию в ее ложном понимании – провоцировать сотрудников на доносы, подсиживание, нездоровую конкуренцию и просто стравливать людей.

Во-вторых, причиной моббинга может стать нездоровая атмосфера в коллективе. Моббинг развит в организациях, где превалируют родственные или интимные связи между сотрудниками, где существует большая текучесть кадров и где нет перспектив служебного роста персонала.

Третья причина возникновения моббинга – неправильная кадровая политика: нечеткое разделение труда между сотрудниками (например, обязанности двух коллег дублируются), отсутствие обратной связи с руководством, неясные цели и задачи компании.

И если коллеги за что-то ополчились на вас, стоит проанализировать причины такого поведения. Не забывайте, что каждый из перечисленных мотивов в чистом виде встречается достаточно редко. Обычно в клубок противоречий сплетается из нескольких причин: в моббинге оказываются виноваты и ошибочные управленческие решения руководства, и сам сотрудник.

Если конфликт день ото дня только накаляется, подумайте – а стоит ли вам продолжать работать в этой компании? Стресс будет нарастать как снежный ком, отношения уже вряд ли исправятся, а свое психическое здоровье дороже денег. Возможно, на новом рабочем месте вам повезет – если вы выберете компанию с прозрачными схемами управления и грамотным руководством. И если сами не подкачаете.

Источник — журнал «Будь здорова»

Источники

  • Díaz-Romero R., Henríquez MS., Melián KA., Balhen-Martin C. Practice Patterns of Spine Surgeons Regarding Osteoporosis: An International Survey. // Int J Spine Surg - 2021 - Vol15 - N2 - p.376-385; PMID:33900997
  • Udod S., Care WD., Graham JM., Henriquez N., Ahmad N. From Coping to Building Nurse Manager Resilience in Rural Workplaces in Western Canada. // J Nurs Manag - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33899968
  • Papadopoulos I., Lazzarino R., Koulouglioti C., Aagard M., Akman Ö., Alpers LM., Apostolara P., Araneda-Bernal J., Biglete-Pangilinan S., Eldar-Regev O., González-Gil MT., Kouta C., Krepinska R., Lesińska-Sawicka M., Liskova M., Lopez-Diaz AL., Malliarou M., Martín-García Á., Muñoz-Solinas M., Nagórska M., Ngunyulu RN., Nissim S., Nortvedt L., Oconer-Rubiano MF., Oter-Quintana C., Öztürk C., Papp K., Piratoba-Hernandez B., Rousou E., Tolentino-Diaz MY., Tothova V., Zorba A. The Importance of Being a Compassionate Leader: The Views of Nursing and Midwifery Managers From Around the World. // J Transcult Nurs - 2021 - Vol - NNULL - p.10436596211008214; PMID:33899614
  • Sapp RW., Sebok-Syer SS., Gisondi MA., Rotoli JM., Backster A., McClure Poffenberger C. The Prevalence of Disability Health Training and Residents With Disabilities in Emergency Medicine Residency Programs. // AEM Educ Train - 2021 - Vol5 - N2 - p.e10511; PMID:33898914
  • Sebok-Syer SS., Shepherd L., McConnell A., Dukelow AM., Sedran R., Lingard L. "EMERGing" Electronic Health Record Data Metrics: Insights and Implications for Assessing Residents' Clinical Performance in Emergency Medicine. // AEM Educ Train - 2021 - Vol5 - N2 - p.e10501; PMID:33898906
  • Issa T., Alqahtani SGB., Al-Oqily I., Goktalay SB., Köse U., Issa T., Abu Salih B., Almufaraj WK. Use of social networking in the Middle East: student perspectives in higher education. // Heliyon - 2021 - Vol7 - N4 - p.e06676; PMID:33898818
  • DeWane ME., Grant-Kels JM. A commentary on gender bias in dermatology and its perceived impact on career development among women dermatologists. // Int J Womens Dermatol - 2020 - Vol6 - N5 - p.440-444; PMID:33898716
  • Sundar V., Bhaskar E. Low secondary transmission rates of SARS-CoV-2 infection among contacts of construction laborers at open air environment. // Germs - 2021 - Vol11 - N1 - p.128-131; PMID:33898351
  • Noor NHM., Joibe KF., Hasan MN. Prevalence of Near-miss Events of Transfusion Practice and Its Associated Factors amongst House Officers in a Teaching Hospital. // Oman Med J - 2021 - Vol36 - N2 - p.e249; PMID:33898061
  • Robertson MM., Henning RA., Warren N., Nobrega S., Dove-Steinkamp M., Tibiriçá L., Bizarro A. Participatory design of integrated safety and health interventions in the workplace: a case study using the Intervention Design and Analysis Scorecard (IDEAS) Tool. // Int J Hum Factors Ergon - 2015 - Vol3 - N3-4 - p.303-326; PMID:33898018
Дипломы и сертификаты