Формирование личности

  • Врачи
  • Лечение

Единого определения личности не существует: слишком много наук и научных школ интересуется личностью, и каждая предлагает собственное определение.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Формирование личности

Впрочем, несмотря на обилие подходов к пониманию личности, существуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности.

С детства

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».

Конфликт мотивов

О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

Личностный рост

Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.

Вывод из запоя. Лечение алкоголизма и кодирование. Анализы (можно на дому)
Консультация опытных врачей. Диагностика. Индивидуальный подход
В ЕГНС можно получить бесплатную консультацию по вопросам лечения и профилактики алкоголизма и наркомании
Современное оснащение. Врачи с научным авторитетом. Работаем 24/7
Многопрофильный медицинский центр. Европейский уровень обслуживания. Доступные цены.
Мы лечим людей с 1995 года! Все клиники находятся в шаговой доступности от метро.
Клиника восстановительной медицины и реабилитации по западным стандартам
Вывод из запоя. Лечение алкоголизма и кодирование. Анализы (можно на дому)