Энциклопедия

Формирование личности

Консультация детского психолога
Детский психолог — это специалист в области диагностики, лечения нарушений нормальных психических процессов и их последствий, профилактики психических заболеваний у детей.
Консультация психотерапевта
Психотерапевт — это специалист, который взаимодействует с пациентом, чтобы инициировать изменения в мыслительной, чувственной сферах, а затем и в поведении.
Консультация психолога
Психолог — это специалист в области диагностики, лечения нарушений нормальных психических процессов и их последствий, профилактики психических заболеваний.
Индивидуальная психотерапия
Психотерапия — это общее название различных методик лечения психических расстройств через работу с психологом или психиатром. Она помогает разобраться человеку с его чувствами, мыслями, поведением, настроением. Работа с психотерапевтом способна научить, как взять под контроль свою жизнь и правильно реагировать на сложные жизненные ситуации. Индивидуальная психотерапия подразумевает работу пациента и психолога один на один и является обязательной для лечения большинства расстройств.
Групповая психотерапия
Групповая психотерапия предназначена для помощи людям, которые хотели бы научиться справляться с проблемами и трудностями, возникшими в их жизни. В отличие от индивидуальной работы, групповая позволяет сфокусироваться на межличностных взаимодействиях. Поэтому проблемные взаимоотношения с другими людьми обязательно включают групповые занятия. Группы формируются из 8–12 человек. Более 15 пациентов не могут принимать участие в психотерапевтическом сеансе, поскольку не удастся создать нужную атмосферу и уделить достаточно внимания каждому пациенту. На группу приходится 1–2 психотерапевта.
Психотерапия
Психотерапия — это общее название различных методик лечения психических расстройств через работу с психологом или психиатром. Она помогает разобраться человеку с его чувствами, мыслями, поведением, настроением. Работа с психотерапевтом способна обучить, как взять под контроль свою жизнь и правильно реагировать на сложные жизненные ситуации.

Единого определения личности не существует: слишком много наук и научных школ интересуется личностью, и каждая предлагает собственное определение. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Формирование личности

Впрочем, несмотря на обилие подходов к пониманию личности, существуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности.

С детства

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».

Конфликт мотивов

О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

Личностный рост

Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.

Связанные статьи
Медпортал нашел для вас 13 связанных статей
Психология

Психология индивидуальности

Психология

Семь мифов об IQ

Психология

Внимание

Психология

Самооценка

Психология

Мышление

Психология

Темперамент

Психология

Память

Психология

Интеллект

Психология

Запоминание и другие процессы памяти

Психология

Адаптация

Все статьи
Мы рекомендуем

Депрессия: лечиться или само пройдет?

Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс».

Похожие статьи
Связанные статьи
Медпортал нашел для вас 13 связанных статей
Психология

Темперамент

Психология

Психология индивидуальности

Психология

Способности и одаренность

Психология

Мышление

Психология

Память

Психология

Адаптация

Психология

Запоминание и другие процессы памяти

Психология

Внимание

Психология

Интеллект

Психология

Как хранятся наши воспоминания

Все статьи
Партнерский материал

Успокаивающие средства на основе фенобарбитала – польза и риск

Как выбрать успокоительное средство

Читать →
Партнерский материал

Как побороть депрессию?

Количество регистрируемых случаев депрессии ежегодно увеличивается, что дает основания предполагать дальнейший эпидемиологический рост заболевания.

Читать →