Жертва инцеста

Захи Хавасс и Тутанхамон, фото с официального сайта исследователя drhawass.com
18 февраля 2010 года, 09:10

Международная группа ученых под руководством известного египетского археолога Захи Хавасса опубликовала очередное исследование, посвященное состоянию здоровья и причинам смерти Тутанхамона. Опираясь на результаты компьютерной томографии мумии фараона, а также на данные генетических исследований, ученые описывают правителя Древнего Египта как отличавшегося хрупким здоровьем, отягощенного рядом наследственных заболеваний инвалида. Однако с такой интерпретацией образа Тутанхамона готовы согласиться далеко не все специалисты.

Последний прямой наследник правителей XVIII династии Древнего Египта Тутанхамон стал фараоном в 1333 году до н.э., в возрасте 10 лет. Его предшественником был фараон-реформатор Эхнатон (Аменхотеп IV), безуспешно пытавшийся заменить традиционную религию Древнего Египта культом бога-солнца Атона. Новое правление, в ходе которого Египет вернулся к почитанию старых богов, продолжалось всего 9 лет. Тутанхамон ушел из жизни, не оставив наследников. Обстоятельства его кончины не отражены в сохранившихся письменных источниках, и это позволяло предположить, что смерть юного фараона была насильственной.

Будучи далеко не самым значительным правителем Древнего Египта, Тутанхамон стал самым известным из фараонов благодаря неимоверной удаче британского археолога Говарда Картера. В 1922 году Картеру удалось обнаружить практически не тронутую кладоискателями гробницу Тутанхамона в расположенной неподалеку от Луксора Долине царей. Богатейшая коллекция оружия, утвари и украшений, сопровождавших покойного в мир иной, впервые дала ученым наглядное представление о богатстве и роскоши, царивших при дворе древних правителей Египта.

Женственный и хрупкий

Научные работы, посвященные состоянию здоровья Тутанхамона, регулярно появляются в научных и медицинских журналах на протяжении последних десятилетий. Помимо причин ранней смерти фараона интерес у медиков вызывали характерные особенности его внешности, запечатленной придворными художниками.

Если верить древним изображениям, Тутанхамон отличался крайне непропорциональным телосложением – вытянутый череп, короткая шея и непомерно длинные конечности. Некоторые рисунки позволяют заподозрить у правителя Египта гинекомастию – разрастание ткани молочных желез.

В разное время Тутанхамону приписывались разные диагнозы: синдром Марфана (наследственное заболевание соединительной ткани, сопровождающееся удлинением костей скелета, поражением суставов, органов зрения и сердечно-сосудистой системы), синдром Антли-Бикслера (наследственное заболевание, ведущее к множественным деформациям костей скелета), болезнь Клиппеля-Фейля (врожденная деформация шейных позвонков), наконец - заболевания эндокринной системы, связанные с недостатком мужских половых гормонов.

Помимо этого, сделанные в 60-е годы рентгеновские снимки мумии Тутанхамона выявили смещение и осколочныые переломы костей черепа, причиной которых мог быть удар тяжелым тупым предметом. Эта находка казалась веским подтверждением версии о насильственной смерти фараона.

КТ и молекулярная египтология

В начале XXI века группа исследователей во главе с археологом и историком, главой египетского Верховного совета по древностям Захи Хавассом (Zahi Hawass) попыталась положить конец спорами о возможных недугах Тутанхамона, использовав последние достижения современной медицины. Хавасс и его коллеги решили изучить останки Тутанхамона с помощью мультиспирального компьютерного томографа, позволяющего в короткое время получить тысячи срезов внутренних органов мумии, а затем свести их в наглядные трехмерные изображения.

Результаты первого исследования группы Хавасса были опубликованы в 2005 году. Тогда исследователи пришли к выводу, что повреждения костей черепа фараона появилось уже после его смерти, во время мумификации. Что еще более важно, ученые обнаружили у мумии не заживший перелом бедренной кости, а также признаки гангрены, и предположили, что эта травма и стала причиной смерти правителя.

Новое, только что опубликованное исследование Хавасса и его сотрудников дополняет полученные ранее результаты данными новых компьютерных томографий и материалами генетических исследований мумии Тутанхамона, а также мумий десяти его близких родственников. Авторы исследования, в котором принимали участие генетики из Тюбингенского университета и врачи и антропологи из Италии, окрестили свой подход молекулярной египтологией.

Новые изображения, полученные с помощью компьютерной томографии, опровергают большую часть предположений относительно недугов, которыми мог страдать Тутанхамон. Так, реальное телосложение фараона существенно отличалось от того, что изображали древнеегипетские художники: исследования не выявили у мумии ни врожденных деформаций скелета, ни непропорционально длинных конечностей, ни укороченной шеи. По мнению ученых, заинтриговавшие медиков изображения стали результатом попыток привести образ правителя в соответствие с характерными для того времени канонами красоты и духовности.

В то же время новейшая медицинская техника позволила обнаружить у мумии несколько новых заболеваний. Обновленный список болезней Тутанхамона включает наследственную косолапость, болезнь Кёлера (некроз костей стопы, вызванный нарушением их кровоснабжения), а также расщелину твердого неба (волчью пасть).

Авторы исследования полагают, что обнаруженные ими заболевания костей конечностей существенно ограничивали подвижность Тутанхамона. По мнению ученых, многочисленные трости, обнаруженные в его гробнице (а их насчитывается более сотни), выполняли отнюдь не только декоративную функцию: без них правитель Египта, возможно, вообще не мог стоять на ногах.

Большинство мутаций приводят к развитию болезни только при наличии двух дефектных копий гена. Обладатели одной копии остаются физически здоровыми носителями мутации. При браках между близкими родственниками, имеющими много общих генетических особенностей, вероятность встречи двух ущербных генов многократно увеличивается. Этим объясняется болезненность потомства, появляющегося на свет в результате инцеста, а также высокая частота наследственных заболеваний в изолированных человеческих популяциях, вынужденных практиковать близкородственные браки.

Данные генетических исследований, на основании которых ученым удалось реконструировать генеалогическое древо Тутанхамона, недвусмысленно указывают на причины его слабого здоровья. Фараон оказался жертвой кровосмешения, активно практиковавшегося правящими династиями Древнего Египта.

До последнего времени вопрос о родителях Тутанхамона не находил однозначного решения. Историки предполагали, что он мог быть как сыном, так и младшим братом реформатора Эхнатона. Недавно обнаруженная надпись на камне именует Тутанхамона и его жену Анхесенамун “детьми по плоти” Эхнатона (то, что Анхесенамун была одной из шести дочерей Эхнатона, было известно и раньше). Анализ же ДНК мумий последних представителей XVIII династии позволяет идентифицировать ранее неопознанные останки мужчины и женщины как отца (то есть Эхнатона) и мать Тутанхамона, которые тоже были близкими родственниками – вероятнее всего, братом и сестрой.

Кровосмешение также является главной причиной отсутствия у Тутанхамона наследников. Двое детей от брака фараона со сводной сестрой (матерью Анхесенамун была Нефертити) родились мертвыми или умерли во младенчестве.

Помимо всего прочего, генетические исследования выявили в тканях Тутанхамона и четырех его родственников следы ДНК возбудителя малярии plasmodium falciparum. Эта находка позволила предположить, что главной причиной смерти фараона стала церебральная малярия (малярийный энцефалит). Не отличавшийся отменным здоровьем фараон вряд ли мог справиться с опасной инфекцией, считают исследователи, кроме того, осложнение малярии могло быть спровоцировано ослабленным состоянием правителя Египта на фоне тяжелого перелома, перенесенного незадолго до смерти.

Тутанхамон на колеснице, фрагмент древнеегипетского изображения с сайта tutankhamun-exhibition.co.uk

Есть возражения

Ценность новых фактов, выявленных в результате сложных и дорогостоящих исследований Захи Хавасса и его соратников, не вызывает сомнений. Однако с интерпретацией полученных данных готовы согласиться далеко не все. Например, опрошенные журналом Nature эксперты считают вывод о смерти Тутанхамона от малярии недостаточно обоснованным. Нет ничего удивительного в том, что человек, живший в дельте Нила, контактировал с возбудителем малярии, однако эта инфекция далеко не всегда приводит к смерти больного. При этом достоверно воссоздать течение заболевания по состоянию внутренних органов фараона, серьезно пострадавших в процессе мумификации, вряд ли возможно.

Продолжение: Немецкие ученые опровергли смерть Тутанхамона от малярии

В свою очередь, редактор авторитетного журнала Archeology Марк Роуз называет слишком поспешными утверждения о слабом здоровье и ограниченной подвижности Тутанхамона. По мнению Роуза, многие археологические данные свидетельствуют как раз об обратном. Огромное количество охотничьего снаряжения и оружия в гробнице Тутанхамона, а также изображения, отражающие различные этапы его правления, свидетельствуют о том, что юный фараон вел весьма активную и деятельную жизнь и даже, возможно, принимал непосредственное участие в войнах с сирийцами и нубийцами. В общем, образ слабого здоровьем физически неполноценного правителя, созданный авторами нового исследования, удовлетворяет далеко не всех специалистов. А это значит, что точку в расследовании обстоятельств конца правления Тутанхамона ставить пока рано.

Мягкая помощь ленивому кишечнику
Современная медицина может эффективно и безопасно избавить от запоров в любом возрасте. Главное — правильно подобрать лечение.
Читать статью полностью

• 18.02.2010 20:19

Волков Алексей

Очень интересно.Спасибо.

• 19.02.2010 02:31

Роман

И так ясно, что точка в таких вопросах поставлена будет не скоро.

• 19.02.2010 03:28

Михаилу Алексееву следовало бы учесть, что:

1. Эхнатон не был непосредственным предшественником Тутанхамона на троне;
    2. Религия Эхнатона никогда не была культом "единого бога"; другие формы солнечного божества также почитались при Эзнатоне;
    3. Обстоятельства кончины царей в Древнем Египте крайне редко как-либо упоминаются в текстах, Тутанхамон - не исключение;
    4. Еще в древности гробница Тутанхамона вскрывалась грабителями дважды. Соответственно, она никак не может быть "единственной непотревоженной гробницей", как пишет автор. Таковой была и остается гробница Ауибра Хора, царя XIII ждинастии, найденная в Дахшуре де Морганом;
    5. Синдром Марфана НИКОГДА не приписывался Тутанхамону; он приписывался Эхнатону - его отцу;
    6. В черепе Тутанхамона не было обнаружено отверстие; там было обнаружено смещение костной ткани внутри черепной коробки;
    7. Анхесенамон не родная сестра Тутанхамона, а единокровная: у них разные матери;
    8. Внутренности не уничтожались в процессе мумификации. И т.д.

• 19.02.2010 05:39

taramaan

спасибо за инфу

• 19.02.2010 12:30

Djet

taramaan
    опубликуй подробней свою версию..

• 19.02.2010 14:01

Както много други пострадали вкл Алексей царевич и това момче е имало имплант уж за следене на царствени особи в черния дроб- различните варианти предизвикват опасни проблеми

• 19.02.2010 16:44

to ???

Спасибо, исправлено.
    Наличие синдрома Марфана у Тутанхамона обсуждается в последнем исследовании

• 19.02.2010 18:08

Щербицкий

События в Украине говорят о том,что тимошенко и ёё окружение действительно являются жертвами ИНЦЕСТА!
    А за статью Вам СПАСИБО! Познавательно.

• 20.02.2010 04:08

Tutut Huphup

Привет Миша Алексеев, друг в духе.

Чувствуется, как 3000 лет, я вас не видел.
    Это слишком долго, даже для русофил мумии.
    Я также имел тростника, поскольку сломанной ногой.
    Не инцест, клянусь моей сестры. Я был в магазине ОБИ и выскользнул,
    будничный конечно. Падать и оплатить на выходе.

Из Берлина. Ваш друг. /P.

btw, thanx for the good article!

• 27.02.2010 11:57

Лейла

Спасибо Вам за интересную статью! Ждем продолжения1

• 04.03.2010 12:48

Нефертити

Огромное спасибо,Михаил,за статью.Очень интересно и познавательно,Ждем новую порцию знаний.

• 09.03.2010 08:43

NT

Who cares... Life is going on. Tak skurpulezno koviryayutsya v etom faraone kak budto ot etogo zavisit jizn na planete Zemlya. Odni govoryat odno, drugie drugoe i v konce koncov pridut k vivodu, chto eto ostanetsya otkritim voprosom.
    V sebe bi luchshe tak chelovek pokapalsya, mojet poumeneli bi vse vmig.

• 10.03.2010 09:02