Лечение диабета может начинаться в утробе матери

Фото с сайта aref.de
23 января 2007 года, 18:33

Материнские стволовые клетки, мигрировавшие в организм плода во время беременности, могут брать на себя функции клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин. К таким выводам пришли американские и британские исследователи в результате изучения генома клеток крови и поджелудочной железы детей, страдающих диабетом первого типа.

Известно, что в некоторых случаях плод может получать от матери некоторое количество стволовых клеток, которые годами остаются в организме ребенка, не вызывая реакции отторжения со стороны иммунной системы. Этот феномен, возможные последствия которого для здоровья до сих пор полностью не изучены, получил название «микрохимеризм».

В ходе исследования, проведенного специалистами Бристольского университета и Центра по исследованию рака в Сиэтле, ученые выявили повышенное содержание материнских ДНК в анализах крови 20% детей и взрослых, страдающих диабетом первого типа.

Первоначально исследователи сочли присутствие чужеродных клеток следствием патологического процесса, которых каким-то образом мог быть связан с развитием тяжелого заболевания. Однако им не удалось обнаружить никаких следов «враждебного» отношения к этим клеткам со стороны иммунной системы реципиентов. Впоследствии клетки с материнским геномом, способные вырабатывать инсулин, были обнаружены в поджелудочной железе у четырех больных.

В результате ученые пришли к выводу, что клетки матери не только не вредят ребенку, но, возможно, даже участвуют в частичном восстановлении отвечающих за выработку инсулина островковых образований поджелудочной железы при развитии диабета.

Кроме того, способность клеток матери столь длительное время оставаться в организме ребенка говорит о том, что, по крайней мере в некоторых случаях, мать может оказаться идеальным донором островковых клеток поджелудочной железы для больного диабетом.

Не исключено, что толерантность к материнским клеткам обусловлена тем, что они попадают в организм ребенка, когда его иммунная система недостаточно развита, чтобы опознать и уничтожить их как чужеродные, отмечают авторы исследования, опубликованного в свежем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

«МедНовости» снова рассказывают, чем закончились некоторые истории, опубликованные ранее