В США успешно испытали генную терапию хронической боли

Структура герпесвируса. Изображение с сайта duke.edu
12 апреля 2011 года, 20:30

Американские ученые успешно провели клинические испытания генной терапии в качестве средства от хронической боли, сообщает PhysOrg. Отчет об исследовании группы специалистов под руководством Дэвида Финка (David Fink) из Университета штата Мичиган (University of Michigan) опубликован в журнале Annals of Neurology.

Для лечения хронической боли ученые использовали разработку шведской компании Diamyd Medical, специализирующейся на биотехнологиях. Специалисты компании создали вирусный вектор NG2 для встраивания необходимых генов на основе безвредной модификации возбудителя герпеса. Вирус простого герпеса был выбран в качестве вектора из-за его способности проникать в нервные клетки.

В геном безвредного герпесвируса были встроены гены PENK, отвечающие за выработку энкефалинов. Эти пептиды образуются в нейронах и, связываясь с опиоидными рецепторами, регулируют проведение болевых импульсов в центральной нервной системе.

Для участия в первом этапе клинических испытаний были отобраны десять пациентов с хронической болью, вызванной злокачественным новообразованием. До начала исследований все больные раком ежедневно получали не менее 200 миллиграммов морфина или эквивалентное количество другого наркотического анальгетика.

После введения низких доз NG2 болевые ощущения у участников исследования практически не изменились. Однако у больных, получивших высокие дозы вирусного вектора, интенсивность болевого синдрома снизилась более чем на 80 процентов. При этом обезболивающий эффект сохранялся в течение четырех недель после инъекций NG2.

Дэвид Финк предположил, что генную терапию на основе NG2 будут использовать для лечения боли, вызванной повреждением нервов, воспалением или злокачественными новообразованиями. В настоящее время компания Diamyd Medical запустила второй этап клинических испытаний, в ходе которого эффективность NG2 будет оценена с помощью плацебо-контроля.

• 12.04.2011 20:48

ali

nice

• 12.04.2011 20:52

Чуб

Интересно, а он не заразен, этот герпес... А то как пойдет зараза и через пару лет все человечество перестанет боль чувствовать.

• 12.04.2011 20:55

Чуб

А вообще, подонки. Это же получается генная модификация человека и если она окажется успешно, то пойдет-поедет... Начнут солдатам боль понижать, и пр. и пр.

• 12.04.2011 21:08

Пациент

Слышь, борец за права человечества, а что ты вообще знаешь о жизни с болью, не считая периодических приступов головной боли при попытках подумать? Людям, которые реально страдают от хронических болей, эта новость хоть как то греет душу. Пусть и не завтра, но возможно через несколько лет будет еще одно средство от "ужаса без конца".

• 12.04.2011 21:39

Chuvil

Чуб
    И почему же они подонки если уменьшают боль? Потому что "БОЖЕНЬКА НАКАЖЕТ!"?

• 12.04.2011 21:40

Victor

Слышь, больной, главное правило врача - не навреди. Это относится к пациентам. Если же в результате действией пострадает несоизмеримо большая не страдающая этим недугом чать популяции человеков, то таких врачей надо сразу расстрелять, а потом снять про это страшилку и целый год крутить на специально существующем для этого канале НТВ.

• 12.04.2011 21:51

Аспирин

Очень часто за "Высоко моральными идеалами скрывается" невежество и страх. Это я про таким как Чуб. А американцы молодцы. Спасибо их, что хоть они толкают жизнь на нашей земле вперёд.

• 12.04.2011 22:06

mitas

хроническая боль, злокачественное заболевание и морфин от 200 мг в день - долго ли такая хроническая боль будет продолжаться? вряд ли. боль снижалась до 80 процентов то бишь оставшуюся все равно добивать морфином, оксикодоном фентанилом и т. д. сколько этот генный препарат будет стоить - и готово ли будет государство его оплачивать? ну и отдаленные возможные последствия этой терапии, все таки геном это не мусорный бак... вообщем игры чистого разумв

• 12.04.2011 22:31

Fotya

Круто!
    Жалко, что все научные изобретения и открытия делают в Америке. Очень редко, когда в Китае.
    А так молодцы.

• 12.04.2011 22:35

z

Прекрасно. Есть надежда хотя бы.

• 12.04.2011 23:13

А.Н.

Fotya, вы очень сильно заблуждаетесь.

• 13.04.2011 00:40

Артём

По поводу векторов. Не происходит ли при этом изменение генома человека? или вирусы работают в качестве генераторов матричных РНК без изменения хромосомного набора?

Простите за невежество, но я хочу этот пробел заполнить.

• 13.04.2011 03:12

Гусман

Артём, на самом деле вопрос хороший, но ответиь на него однозначно сложно. Насколько мне известно, в принципе вирусы-векторы могут как встраиваться в геном хозяина (теоритически, не только в ядерный, но и в митохондриальный), так и являться матрицей для синтеза мРНК.
    В данной заметке не расскрывается суть эксперимента, а полную статью скачать не удалось - она ещё недоступна для бесплатного просмотра.

Замечания пользователей, подобных Чубу, на мой взгляд, вызванны далеко не гуманными соображениями - а простым невежеством и непросвещенностью в данном вопросе. Ситуации, подобные "катастрофам Ракун-сити", "уничтожающие вирусы и злые учёные, изменяющие ДНК" - довольно абсурдны, но горячо любимы широкой публикой.

• 13.04.2011 06:14

Smart

Это еще один шаг в завтра, за генной терапией, инженерией и т.д. будущее, хотим мы этого или нет. Можно провести параллель с горячо обсуждаемой сейчас темой ядерной энергетики. Другой альтернативы у человечества пока нет. Другое дело последствия бездумного, неквалифицированного использования этих технологий. И тут есть аналогия, в ядерной энергетике - это катастрофа из-за неконтролируемой ядерной реакции, в генной терапии - неконтролируемые генные изменения в организме человека в результате вмешательства в геном. Но это значит только одно: нужно быть предельно осторожным и предусмотрительным, используя такие мощные инструменты.

• 13.04.2011 06:37

Ирге

Герпес-вирус - это ДНК-вирус, и один из тех, размножение которых предполагает встраивание в ДНК хозяина. Люди, однажды подцепившие этот вирус,носят его до конца жизни. Между обострениями вирус мирно прячется в ДНК нервных клеток человека, а в острой фазе начинает размножаться и посредством аксонов получает доступ к другим тканям (напр. пузырчатые высыпания на коже).Этим свойством обладают все представители Herpesviridae - вирус ветрянки,например(его позднее проявление-опоясывающий лишай), цитомегаловирус, проч.
    Механизм встраивания ДНК вируса таков, что он может встроиться только в определённые участки ДНК чел. Поищите информацию про транспосомы или липкие концы.Если произойдёт ошибка и он встроится в стратегически важные места ДНК,сработают защитные механизмы и эта ДНК потеряет способность быть матрицей. Если же защита провалилась...
    А вообще, ДНК человека содержит огромное количество ДНК вирусов, только они не транслируются.

• 13.04.2011 17:50

Артём

> Герпес-вирус - это ДНК-вирус, и один из тех, размножение которых
    > предполагает встраивание в ДНК хозяина
    то есть, геном вируса может быть передан от заражённого человека потомку через половые клетки? и в данной ситуации происходит коррекция генома с наследованием?

Альтернативой инъекциям станет назальный спрей