Жестокое обращение с детьми укорачивает их хромосомы

Изображение с сайта teenageabuse.net
26 апреля 2012 года, 12:14

Перенесенное в детстве насилие оставляет след на генном уровне - у жертв укорачиваются теломеры, концевые участки хромосом, что может повлечь за собой сокращение продолжительности жизни и серьезные проблемы со здоровьем. Как сообщает ABC News, к такому выводу пришла группа исследователей из университета Дьюка (Duke University), штат Северная Каролина. Их работа опубликована в журнале Molecular Psychiatry.

Известно, что длина теломерных участков ДНК служит своего рода счетчиком клеточных делений: чем они короче, тем большее число делений прошло с момента рождения клетки-предшественницы, и, таким образом, длина теломер непосредственно связана с биологическим возрастом человека. Кроме того, предыдущие исследования обнаружили связь между стрессом и укорачиванием теломерных участков, а также зависимость между длиной теломер и развитием таких заболеваний, как диабет и старческое слабоумие.

Ученые из университета Дьюка воспользовались базой данных, полученных в результате долговременного исследования, посвященного определению степеней влияния на развитие человека факторов генетики и окружающей среды. В исследовании принимали участие 1100 пар британских близнецов, наблюдение за которыми велось с рождения. Кроме информации о рационе питания, образовании, доходе, исследователи также опрашивали матерей близнецов о том, подвергались ли их дети различным формам насилия - прямому физическому насилию, запугиванию и угрозам во внешней среде или дома.

Исследователи выделили группу из 236 детей, половина из которых пережила хотя бы одну из форм насилия. Используя образцы ДНК, взятые у них в возрасте пяти и десяти лет, ученые с помощью полимеразной цепной реакции измерили длину теломер, чтобы оценить, сколько раз происходило самокопирование этого участка гена. Было обнаружено, что у детей, подвергавшихся насилию, в среднем этот показатель значительно ниже, чем у благополучных. Кроме того, была установлена явная зависимость между количеством доставшегося ребенку негативного опыта и объемом уменьшения концевых участков ДНК.

Таким образом, делают вывод авторы работы, дети - жертвы насилия будут быстрее стареть, больше болеть во взрослом возрасте и продолжительность их жизни, возможно, сократится по сравнению с теми детьми, у которых было благополучное детство.

Между тем, исследователи обратили внимание на то обстоятельство, что у некоторых детей, подвергавшихся жестокому обращению в возрасте до пяти лет, но не позже, к десяти годам наблюдался небольшой рост теломер. В то же время, у детей, страдавших от насилия в интервале между пятью и десятью годами, произошло заметное укорачивание концевых участков ДНК.

Авторы предполагают, что, с оглядкой на погрешность измерения, удлинение теломер могло стать следствием произошедших положительных изменений в жизни ребенка. Однако, поскольку случаи "отрастания" хвостовых участков ДНК никогда ранее не фиксировались, этот пункт вызывает сомнения у специалистов. Команда из университета Дьюка намерена продолжить работу и планирует снова взять у принимавших участие в исследовании детей, которым сейчас уже по 18 лет, образцы ДНК и провести измерение теломер, чтобы посмотреть, каким образом влияет на их длину изменение внешних условий.

• 26.04.2012 12:53

Евгений СПб

Эх! Показать бы эту статью моей матери году эдак в 1986. :(

• 26.04.2012 13:58

Прохожий

Евгению

Я бы такой матери, вернул всё обратно с процентами.:) Весь должок. Остаётся только мечтать о скандинавских законах где у родителя возникнут проблемы если он просто повысит голос на ребёнка, не говоря уже о чём то большем.

• 26.04.2012 17:54

Василий

Заведите своих детей, а потом мечтайте. Когда появится ребенок, раскажите всем как его воспитать не повышая голос. А пока подумайте насколько легко шантажировать родителей лишением родительских прав на основе свидетельств уполномоченного? Я категорически против насилия над кем быто нибыло, но скандинавские законы - это слишком. Это насилие над Семьёй.

• 26.04.2012 21:17

Элм

Василий +1
    зато многие родители получили право вообще не воспитывать, так как это чревато.

• 27.04.2012 12:04

Дарья

Страшно представить, какой была бы наша продолжительность жизни, если бы не было тысячелетий воспитания розгами :)

• 27.04.2012 19:12

Дак

Меня батя столько порол, что я по идее трупак, однако ведь ЖИВОЙ!

• 25.07.2013 03:51

Неаноним

ЦИТАТА: @Меня батя столько порол, что я по идее трупак, однако ведь ЖИВОЙ!@
    =========================
    Ваш батя же не из ученых университета Дьюка, - это их детям и детям их знакомых грозит опасность...)
    -------------------------
    Вообще, в университете Дьюка - происходит много странностей.
    И странные ученые там работают - всеми своими силенками и умишками двигают науку...)