Золотистый стафилококк связали с системной красной волчанкой

Сыпь на лице, характерная для волчанки. Изображение с сайта beliefnet.com
9 августа 2012 года, 18:42

Постоянное присутствие в организме очень небольшого количества бактерий золотистого стафилококка может провоцировать развитие такого аутоиммунного заболевания, как системная красная волчанка, предполагают специалисты из клиники Майо, чья работа опубликована онлайн в журнале Journal of Immunology.

Во всяком случае, именно такой результат был получен в опытах на мышах, которые в течение длительного времени были подвергнуты воздействию малых доз вырабатываемого бактериями золотистого стафилококка белка энтеротоксин B. В итоге у мышей развилось системное воспалительное заболевание, по своим проявлениям аналогичное системной красной волчанке у людей.

Как предполагают авторы работы, энтеротоксин B активирует аутореактивные Т и В-лимфоциты - тип белых кровяных телец, играющие ключевую роль в процессе развития такого аутоиммунного воспалительного заболевания, как волчанка. Ранее уже была обнаружена связь между бактериями золотистого стафилококка и такими аутоиммунными заболеваниями, как псориаз, синдром Кавасаки и грануломатоз Вегенера.

Как отмечают авторы работы, небольшое количество бактерий золотистого стафилококка постоянно присутствует в организме человека, прежде всего на слизистой оболочке носа и горла. Следующим шагом исследователей будет изучение влияния энтеротоксина B на человека. "Мы думаем, что этот белок может быть триггером, запускающим аутоиммунный процесс или вызывающим обострение у людей, генетических предрасположенных к системной красной волчанке", - цитирует EurekAlert! одного из авторов работы, ревматолога Вайдехи Чоудхари (Vaidehi R. Chowdhary).

Системная красная волчанка - системное аутоиммунное заболевание, при котором вырабатываемые иммунной системой человека антитела повреждают ДНК здоровых клеток, причем преимущественно повреждается соединительная ткань с обязательным наличием сосудистого компонента. Название болезнь получила из-за своего характерного признака - сыпи на переносице и щеках, которая, как считали в Средневековье, напоминает места волчьих укусов.

• 10.08.2012 08:12

Владимир

Лет 30 назад мне кто-то рассказывал, что мужчины (см. фото) СКВ не болеют.
    Что-то изменилось?

• 10.08.2012 11:07

Алексей

частота носительства зол.стаф. в верхних дыхательных путях около 30%, СКВ встречается значительно реже. С интересом жду продолжения исследования.

• 10.08.2012 11:27

номад

Владимир, ничего не изменилось - болели мужчины и 30 лет назад СКВ, и сейчас болеют. Например, в детском возрасте соотношение мальчиков-девочек - 1 к 3, а в препубертате они сравниваются.

Воздействие частиц пластика может вызвать астму, аутоиммунные заболевания, а также болезни сердца