Новый класс антибиотиков борется с внутрибольничной инфекцией гуманными методами

Acinetobacter baumannii под электронным микроскопом. Фото с сайта bioquell.com
2 октября 2012 года, 16:15

Новый класс антибиотиков, эффективно противостоящий резистентной к обычным антибиотикам внутрибольничной инфекции благодаря своей способности не убивать патогенные бактерии, а блокировать их токсичные выделения, разработан американскими учеными. Как сообщает EurekAlert!, 2 октября работа будет опубликована в журнале mBio.

Речь идет о Acinetobacter baumannii, грамотрицательной бактерии, которая, после попадания в кровяное русло больничных пациентов через открытые раны, дыхательные трубки и катетеры, вызывает у них опасные для жизни инфекционные заболевания. В последние годы появились штаммы Acinetobacter baumannii, резистентные ко многим антибиотикам, а некоторые штаммы этой бактерии устойчивы ко всем известным антимикробным препаратам, что делает ее неуязвимой, а вызываемые ей болезни неизлечимыми.

В процессе размножения Acinetobacter baumannii в зараженном ею организме увеличивается концентрация липополисахарида (ЛПС) - основного компонента клеточной стенки бактерии. ЛПС является эндотоксином, так как распознается клетками адаптивного иммунитета и вызывает сильный иммунный ответ организма в виде воспалительной реакции, которая может привести к септическому шоку. Действие многих антибиотиков направлено на повреждение ЛПС, что для полирезистентных штаммов Acinetobacter baumannii не работает.

Брэду Спеллбергу (Brad Spellberg) из Медицинского центра Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) и его коллегам удалось частично блокировать синтез ЛПС с помощью небольшой молекулы разработанного ими вещества LpxC-1. В отличие от обычных антибиотиков, LpxC-1 не убивает бактерию, а лишь сокращает концентрацию эндотоксина, что, в свою очередь, не дает развиться сильной воспалительной реакции, обычно смертельной для и без того ослабленных пациентов. Применение этого метода на мышах показало его эффективность.

Как отметила рецензент исследования, Лиисе-Анне Пирофски (Liise-anne Pirofski) из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна, метод нейтрализации вирулентных факторов представляется очень перспективным в свете поисков альтернативных путей борьбы с инфекциями.

Согласно определению ВОЗ, внутрибольничная инфекция (ВБИ) – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществляемой им деятельности независимо от того, проявляются или нет симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в больнице. По данным американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, в США ежегодно регистрируется около 1,7 миллиона случаев возникновения внутрибольничных инфекций, вызванных различными типами микроорганизмов. С ними связано 99 тысяч смертей. В Европе смертность от ВБИ составляет 25 тысяч случаев в год. В России статистика смертности от внутрибольничных инфекций не ведется.

• 02.10.2012 20:44

Васян

Угу, и пусть бактерии размножаются дальше...

• 02.10.2012 22:27

вован

В России нет ВБИ
    за 12 лет работы ни разу не сталкивался!
    реально хоть кто-нибудь её подавал?
    даже пневмония на 5 день по любому вне больничная.

***

Вован, имеется в виду, что заражение произошло в больнице после госпитализации по какой-либо другой причине.

• 03.10.2012 17:06

Врач

Вообще -то антибиотики всегда лишь блокировали, но никогда не убивали, это не антисептики.

• 03.10.2012 19:32

будущий врач

Вообщето АБ вроде как делиться на бактериостатические и бакторицидные (последние убивают - угнетая синтез клет. стенки., днк лигаз и т.д.) А вот резистентность к ним - развивается очень даже хорошо особенно если не правильно принимать ))) ...... ну а насчет внутрибольничных инфекций - то на 2 день после госпитализации у больного- пневмония (если до этого пневмонии не было соответственно) то ставиться ВНУТРИбольничная инфекция ! - но как говариться - зачем нам эти проблемы )))))........

• 03.10.2012 19:56

Azona

...И останется у человека пару лишних часов на прощанье с родственниками...

• 03.10.2012 20:43

Будущему врачу

Даже бактерицидные антибиотики не действуют на "спящие" бактерии или их L-формы.

МедНовости побывали на Общероссийском форуме пациентов с болезнью Бехтерева