Открыт механизм положительного влияния никотина на память

Гиппокамп (выделен красным цветом). Изображение с сайта sciencephoto.com. Гиппокамп (выделен красным цветом). Изображение с сайта sciencephoto.com.
8 октября 2012 года, 15:49

В результате совместной работы международная группа ученых выяснила, каким образом никотин помогает улучшить память, сообщает Medical Xpress. Результаты работы шведских, бразильских и американских ученых опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Исследователи изучали гиппокамп — структуру головного мозга, участвующую в формировании эмоций и отвечающую за пространственную память. Считается, что гиппокамп отвечает за выделение важных частей из общего потока информации, а также за перевод этих эпизодов из кратковременной в долговременную память.

В ходе эксперимента на мышах ученые выяснили, что популяция нейронов под названием OLM-клетки, которая участвует в регуляции активности нервных сетей гиппокампа и поддерживает на должном уровне возбудимость так называемых основных нейронов, также отвечает за взаимодействие этой структуры головного мозга с никотином.

"В работе мы применяли новую технологию под названием "оптогенетика". Ее смысл заключается в использовании света для стимуляции конкретных нейронов. Мы увидели, что свет активирует клетки, изменяющие поток информации в гиппокампе тем же способом, что и никотин", - отметил один из соавторов работы Ричардсон Лео (Richardson Leão) из государственного университета Rio Grande do Norte, Бразилия.

Ученые доказали, что OLM-клетки, названные ими "сторожевыми клетками", связаны с основными нейронами гиппокампа. При этом активные "сторожевые" клетки передают сигналы, полученные от расположенных в гиппокампе нейронов, а неактивные пропускают импульсы, полученные от "внешних" нейронов. Оказалось, что никотин активирует OLM-клетки, в результате чего большее количество локальных сигналов гиппокампа достигает своей цели. Это, в свою очередь, способствует переводу информации из кратковременной в долговременную память.

"Известно, что никотин улучшает когнитивные процессы, включая обучение и запоминание, но популяция нервных клеток, связанных с этим эффектом, идентифицирована впервые", - отметил другой соавтор исследования, профессор Клас Кулландер (Klas Kullander) из Уппсальского университета (Швеция).

В дальнейшем авторы работы хотят выработать методику воздействия на память при помощи активации "сторожевых" нейронов.

• 08.10.2012 17:14

Олег

именно поэтому минздрав требует существенно увеличить акцизы на сигареты - у нас страна с непредсказуемым прошлым и иметь хорошую память вредно для здоровья....оруэлл 1984 ...

• 08.10.2012 19:51

не курю

но начать чтоле стоит? о^о

• 09.10.2012 02:13

Nikita

Оригинальная статья вообще-то совсем не про никотин, а про специальный вид интернейронов. Никотиновых рецепторов в нейронах действительно полно, и никотин влияет на формирование долговременных изменений в синапсах. Но это было известно давно и подача метериала как "Открыт механизм положительного влияния никотина на память" - явное передергивание. Эффект никотина на синапсы не означает что курение улучшает вашу память. При курении вы вдыхаете столько разной другой гадости, что разберется в этом только паталогоанатом.

• 09.10.2012 08:34

Евгений

Недавно было про эксперименты с никотиновыми пластырями - типа тоже помогает. А в чем негативное воздействие никотина (аритмия и т.п.?)

• 09.10.2012 15:19

Маша

Олег, браво! )

• 15.10.2012 16:33

VIK

Нужно курить электронные сигареты, в них только никотин без примесей. Никто плохого ничего не слышал про них?

Это интересно
Друзья, Медпортал развивается, и нам очень нужны толковые сотрудники. Возможно, нам нужны именно вы. Проверьте, и если ниже написано про вас, пришлите нам письмо.
В 2014 году средняя сумма расходов россиян на «благодарность» врачам увеличилась почти вдвое, утверждают авторы исследования «Индекс здравоохранения-2014». Сами медики считают исследование заказным. МедНовости записали мнения врачей, согласившихся высказаться на щекотливую тему подношений от пациентов.