Испанские ученые нашли «спусковой крючок» развития рака

Авторы исследования Рауль Мендес (справа) и Алессио Бава в своей лаборатории. Фото Luca T. Barone, IRB Barcelona
26 февраля 2013 года, 11:49

Специалисты из Института биомедицинских исследований в Барселоне, Испания (IRB Barcelona) сообщили об обнаружении «спускового крючка», запускающего процесс развития раковой опухоли. Согласно результатам их исследования, опубликованного 24 февраля в журнале Nature, таким триггером является ген CPEB1, а механизм, в основе которого лежит его гиперэкспрессия, является ключевым регулятором роста злокачественного новообразования.

Сотрудники лаборатории под руководством профессора Рауля Мендеса (Raul Mendez) уже в течение нескольких лет занимаются семейством РНК-связывающих белков CPEB, которые играют очень важную позитивную роль на стадии раннего эмбрионального развития, а также в процессе регенерации тканей у взрослых, обеспечивая бурную пролиферацию клеток. Однако, как установили ученые, если программа, управляемая CPEB, не выключается по мере ее выполнения, а в результате отклонения в работе соответствующих генов «включена» постоянно, это приводит к неконтролируемому делению клеток и росту злокачественного новообразования.

Экспериментируя на клетках лимфомы Ходжкина, авторы выяснили, что ключевое место в этом механизме занимает ген CPEB1, регулирующий процесс синтеза белков на базе матричных РНК (трансляции) в цитоплазме. Как установили авторы, кодируемый CPEB1 одноименный белок укорачивает 3'-нетранслируемую область (3'-НТО) мРНК во время транскрипции (происходящего в ядре клетки синтеза РНК на матрице ДНК).

3'-НТО не кодирует белки, а, в том числе, регулирует активность РНК во время трансляции. При укороченной 3'-НТО гиперактивность сотен мРНК влечет за собой неконтролируемое размножение клеток. При этом белок CPEB1, перемещаясь вслед за мРНК из ядра в цитоплазму, стимулирует и ускоряет этот процесс, который идет по нарастающей.

Как показали предыдущие исследования группы Мендеса, четыре белка, составляющих семью CPEB, в норме могут замещать функции друг друга, но в случае отклонения от нее, то есть болезни, их активность становится специфической. Этот момент важен с точки зрения выбора CPEB1 в качестве потенциальной терапевтической мишени - если подавлять его активность в здоровых клетках, его функции возьмут на себя другие CPEB-белки, но в случае опухолевых клеток этого не произойдет - его способность укорачивать 3'-НТО в данном случае уникальна.

В исследовании, опубликованном в 2011 году в Nature Medicine, Мендес и его коллеги выявили способность белка CPEB4 провоцировать активность от 200 до 300 генов, связанных с ростом опухолей. Как выяснилось в ходе последней работы, гиперэкспрессия CPEB4 в опухолевых клетках также связана с CPEB1 - тот контролирует уровень других белков своей группы в клетках. Это хорошая новость, считает Мендес, так как способность CPEB-белков регулировать друг друга усилит эффект от ингибирования лишь одного из них и повлечет за собой перепрограммирование опухолевых клеток.

В настоящее время сотрудники лаборатории Мендеса заняты разработкой препарата, способного блокировать активность CPEB-белков. «Сейчас пока не существует веществ, регулирующих экспрессию генов на таком уровне. Наши исследования открыли принципиально новое направление, в котором нужно действовать, мы полны оптимизма в отношении CPEB-белков в качестве мишеней при разработке лекарства от рака», - заявил Мендес.

Мягкая помощь ленивому кишечнику
Современная медицина может эффективно и безопасно избавить от запоров в любом возрасте. Главное — правильно подобрать лечение.
Читать статью полностью
Заболевания:

• 26.02.2013 15:24

Мимо шел

Нобелевка!

• 26.02.2013 16:42

Игорь

"Мимо шел" 100%

• 26.02.2013 17:15

Горький

Если такие умные, то лучьше бы объяснили что за рука на этот крючек нажимает, дабы знать чего избегать.

• 26.02.2013 17:50

Горькому от Мимо шел

А это будет (возможно) еще одна Нобелевка

• 26.02.2013 22:17

Хирург

Дай Бог! Молодцы ребята, если правда, то нобелевка обязательно. Да и на памятник можно скинуться.

• 27.02.2013 17:08

Скептик

Добрая новость! Но не спешим считать открытие исчерпывающим. В очередной раз может оказаться, что это "не для всех типов", "есть другие механизмы", полидетерменированность и прочее.

• 27.02.2013 17:09

Травматолог

Если данное семейство белков отвечает за регенерацию тканей у взрослых, то блокирование его приведет, как минимум, к преждевременному старению. А то и еще к чему... По сути препараты, блокирующие СРЕВ белки - те же цитостатики (в плане побочных эффектов)

• 28.02.2013 15:11

Так в статье и указано, что это группа белков, причем CPEB3-4 взрослого организма могут взять на себя роль CPEB1, но их избыточная активность не вызывает онкогенеза.

• 13.07.2013 11:40

vyuga

В медицине открытия оценивают по прошествии многих лет. Должна быть контрольная группа больных и 10 лет испытаний. Что для онкологии нереально.

Российские ученые разработали принципиально новый метод диагностики аномалий развития сперматозоидов