У генов предрасположенности к болезни Альцгеймера выявили двойную функцию

Фото с сайта cankler.com.au
5 апреля 2013 года, 17:21

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе выявили новый набор генетических маркеров болезни Альцгеймера, указывающий на второй путь развития этого нейродегенеративного заболевания, сообщает Science Daily.

Изучение болезни Альцгеймера в основном сконцентрировано на бета-амилоидных белках, скопления которых образуют  в головном мозгу больных так называемые амилоидные бляшки.

Группа ученых под руководством Элисон Гоат (Alison Goate) - авторы статьи, которая появится в журнале Neuron 24 апреля, идентифицировали несколько генов, имеющих отношение к тау-белку, скопления которого, также как и амилоидные бляшки, образуются в мозгу людей с прогрессирующей болезнью Альцгеймера и приводят к деменции.

Это открытие может помочь в определении мишеней для различных классов препаратов, способных облегчить состояние пациентов с болезнью Альцгеймера.

«Мы измерили уровень тау-белка в спинномозговой жидкости и идентифицировали несколько генов, связанных с высоким уровнем тау-белка и предрасположенностью к болезни Альцгеймера», - говорит Элисон Гоат. «Насколько нам удалось выяснить, три из этих генов не влияют на уровень бета-амилоидов, что предполагает совершенно иной путь их влияния на развитие заболевания», - добавляет исследовательница.

Четвертый ген в этом наборе, APOE (ген аполипопротеина Е), был давно известен как фактор риска развития болезни Альцгеймера, связанный с образованием бета-амилоидов. Но в исследовании Гоат с соавторами было установлено, что этот генетический фактор связан также с повышенным уровнем тау-белка в спинномозговой жидкости. То, что APOEопределяет риск двумя путями, объясняет его существенное влияние на развитие болезни Альцгеймера, поясняют исследователи.

Группа Элисон Гоат обнаружила также, что три гена - GLIS3, TREM2 и TREML2 - влияют как на уровень тау-белка, так и на риск развития болезни Альцгеймера.

Авторы провели полногеномное ассоциативное исследование (GWAS), в котором проанализировали участки ДНК, связанные с тау-белком, у 1269 индивидуумов, которым делалась люмбальная пункция при обследовании на болезнь Альцгеймера.

Тау-белок, в отличие от бета-амилоида, образующего бляшки снаружи клеток головного мозга, накапливается внутри нейронов. В спинномозговую жидкость он попадает после гибели клеток.

«Судя по всему, в развитии болезни Альцгеймера участвуют два механизма, и если к лекарствам, направленным на борьбу с бета-амилоидом, добавить препараты, влияющие на уровень тау-белка, то теоретически можно снизить риск заболевания двумя разными путями», отмечает Элисон Гоат.

Заболевания:

«МедНовости» снова рассказывают, чем закончились некоторые истории, опубликованные ранее
Банк Турции решил не переделывать пятилировые купюры
Опасный микроорганизм не погибает даже под действием колистина