Новый гормон избавит диабетиков от инъекций инсулина

Рост новых бета-клеток (красный цвет) в поджелудочной железе мышей, индуцированный бетатрофином. Старые бета-клетки выделены зеленым цветом. Иллюстрация авторов исследования
26 апреля 2013 года, 18:31

Биологи из Гарвардского университета обнаружили в печени и жировой ткани мышей доселе неизвестный гормон, который стимулирует рост секретирующих инсулин клеток в поджелудочной железе. Поскольку такой же гормон удалось найти и в человеческой печени, авторы уверены, что их открытие, результаты которого опубликованы в журнале Cell, предоставит в будущем новые возможности в терапии диабета обоих типов у людей, заставив сам организм вырабатывать необходимое количество инсулина.

Гормон, получивший название бетатрофин (betatrophin) был выявлен в ходе экспериментов над линией мышей, у которых была искусственно индуцирована резистентность к инсулину путем блокирования клеточных инсулиновых рецепторов. В результате организм получал сигнал о дефиците инсулина и в поджелудочной железе начиналась пролиферация секретирующих этот гормон бета-клеток.

Затем исследователи определили спектр генов, задействованных в этом процессе, и выделили один из них, продукт экспрессии которого, тот самый гормон бетатрофин, был найден в клетках печени и жировой ткани. Эксперименты показали, что внесение дополнительной копии кодирующего гормон гена в печень нормальных мышей вызывает более, чем 30-кратное усиление продуцирования бета-клеток в поджелудочной железе по сравнению с обычным уровнем. Даже неделю спустя у животных наблюдалось более, чем двукратное превышение нормального количества бета-клеток. При этом действие гормона оказалось узко направленным - повышение активности кодирующего его гена не вызвало пролиферации иных клеток, кроме тех, которые секретируют инсулин.

Как полагают исследователи, именно бетатрофин, присутствие которого было подтверждено и в клетках человеческой печени, может стать тем ключевым лекарственным препаратом, который сможет помочь возмещению дефицита бета-клеток при диабете I типа и недостаточности их функции при диабете II типа. По мнению одного из авторов, Дугласа Мелтона (Douglas Melton), вместо инъекций инсулина несколько раз в день, пациенты смогут получать инъекцию бетатрофина раз в неделю или даже раз в месяц, а то и в год, что позволит новым бета-клеткам производить столько инсулина, сколько необходимо. Причем, что особенно важно, это даст возможность избежать осложнений, так как организм будет производить свой собственный инсулин.

Мелтон и его коллеги уже начали сотрудничать с фармкомпанией Evotec (Гамбург, Германия) и дочерней компанией Johnson & Johnson Janssen Pharmaceuticals с целью дальнейшего исследования бетатрофина и начала его клинических испытаний.

Мягкая помощь ленивому кишечнику
Современная медицина может эффективно и безопасно избавить от запоров в любом возрасте. Главное — правильно подобрать лечение.
Читать статью полностью
Заболевания:

• 29.04.2013 07:49

Аграй

Аааааааа!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА!!!! МНЕ ДЕСЯТЬ ДОЗ!!!!! Господи, неужели наконец то!!!!

• 29.04.2013 11:38

Andrew

Пожалуй это одно из самых значимых достижений. Если это всё-таки случиться и дело дойдёт до реального применения, то этим людям нужно памятник поставить.

• 29.04.2013 11:40

Ирина

Скорее бы!!! Надо держать информацию об этом на контроле и информировать граждан.

• 29.04.2013 14:46

Сергей

В 2008 году Новозеландцы испытали в Склифасовского что то от свиней, и то же очень успешно. Прошло 5 лет и ничего. То же будет и с этим гормоном. Да всякие Нордиксы миллиарды отдадут, чтобы угробить и идею и людей.

• 29.04.2013 15:09

Фармацевт

Слишком сырая информация. Для проверки и разработки лет 10 - 15 нужно. Было бы всё так просто уже давно бы применяли...НО фарм гиганты просто так ничего не разрешат никому)

• 30.04.2013 12:01

Sosed

Тоже сомневаюсь, что фарм-гиганты дадут возможность реализовать это открытие.
    Хотя - ох, как же хочется, чтоб такое лекарство появилось поскорее...

• 03.05.2013 10:17

Может доживем и дождемсятого времени, когда это средство будут хоть инвалидам выдавать. Пока же даже известие о выявлении у человека сахарного диабета - это серьёзный стресс для него.

• 27.06.2014 17:34

Светлана

Ураааа! Скорей бы уже!!!

• 09.12.2015 14:03

Андрей

Когда можно его будет увидеть в аптеках и больницах?

Российские ученые разработали принципиально новый метод диагностики аномалий развития сперматозоидов