ДНК-вакцину от диабета 1 типа успешно испытали на людях

Иллюстрация с сайта tradearabia.com
27 июня 2013 года, 17:18

Группа американских и голландских ученых разработала генно-инженерную «вакцину обратного действия», предназначенную для терапии диабета 1 типа (инсулинзависимого), и успешно провела первую фазу ее клинических испытаний. В отличие от обычных вакцин, препарат BHT-3021 не активирует, а подавляет иммунную систему пациента, восстанавливая тем самым нормальный биосинтез инсулина. Работа опубликована в журнале Science Translational Medicine.

В основе патогенеза диабета 1 типа лежит недостаточность выработки инсулина бета-клетками островков Лангерганса поджелудочной железы, вызванное их разрушением под влиянием аутоиммунного процесса. Основной целью атаки со стороны иммунных клеток-киллеров - CD8-положительных Т-лимфоцитов - является проинсулин, прекурсор инсулина.

Для того, чтобы снизить гиперактивность иммунной системы и защитить бета-клетки, авторы, специалисты из Стэнфордского (США) и Лейденского (Нидерланды) университетов, разработали с использованием методов генной инженерии вакцину BHT-3021, представляющую собой кольцевую молекулу ДНК (плазмид), играющую роль вектора для доставки генетического кода проинсулина. После попадания в ткани и биологические жидкости организма BHT-3021 «берет удар на себя» - отвлекает внимание клеток-киллеров, таким образом в целом снижая их активность, и при этом не затрагивает остальную часть иммунной системы. В результате бета-клетки восстанавливают свою способность синтезировать инсулин.

В первой фазе клинических испытаний BHT-3021, предварительно доказавшей свою эффективность на животной модели, приняли участие 80 пациентов старше 18 лет, у которых диагноз «диабет 1 типа» был поставлен в последние пять лет. Половина из них еженедельно в течение 12 недель получали внутримышечные инъекции BHT-3021, а вторая половина - плацебо.

По истечении этого срока группа, получавшая вакцину, продемонстрировала повышение уровня С-пептидов в крови - биомаркера, свидетельствующего о восстановлении функции бета-клеток. Никаких серьезных побочных эффектов ни у одного из участников зафиксировано не было.

BHT-3021 еще далека от коммерческого использования. Лицензию на нее получила базирующаяся в Калифорнии биотехнологическая компания Tolerion, которая намерена продолжить клинические испытания вакцины на более широком круге пациентов. Предполагается, что в них примет участие 200 молодых людей, у которых диагностирован инсулинзависимый диабет. Ученые хотят проверить, сможет ли BHT-3021 замедлить или остановить развитие заболевания на раннем этапе.

Считается, что диабет 1 типа затрагивает порядка 17 миллионов жителей планеты. Чаще всего им заболевают люди молодого возраста - дети, подростки и взрослые до 30 лет.

• 27.06.2013 17:36

valera

я болею сд1 уже 17 лет, поможет вакцина?

• 27.06.2013 20:13

Прохожий

Так что, больным придется вместо регулярных пожизненных уколов инсулина также пожизненно колоть эту вакцину? Она, наверное, значительно дороже...

• 28.06.2013 06:25

a

Прикольненоко. Судя по описанию, плазмиды будут попадать во все клетки подряд, вырабатывать там проинсулин, иммунитет начнет их атаковать, тем самым снизив свою активность в поджелудочной железе. Т.е. аутоиммунная реакция распространится на весь организм. Прикольненько.

• 28.06.2013 17:20

Зануда

Браво!

• 28.06.2013 18:34

Любопытствующий

Прохожий: уколы инсулина - фигня, лишь бы компенсация улучшилась.

• 28.06.2013 20:37

Дилетант Александр

Что-то, да... шило на мыло. Клетки заточенные под геноцид инсулина от такой терапии никуда не денутся и чего ради тогда?

• 29.06.2013 12:24

Ни

Если считать, что один укол меняют на другой, так да, шило на мыло. Если же при этом своя железа останется нормально функционирующей, разница очевидна. При СД1 типа далеко не всегда удается добиться полноценной компенсации, клетки железы постепенно погибают, постепенно нарастают сосудистые нарушения, человек не живет долго и счастливо. Удастся этого избежать, без новых пробочных эффектов - хорошо.

• 30.06.2013 04:40

Эсминец

Ответ "Прожожему". Вакцина от диабета типа I - это не для тех у кого бета клеток уже нет, а для тех у кого они ещё есть, неизбежно их потеряют, если аутоиммунный ответ не будет остановлен (или подавлен). Вакцина- она для профиктики ( для отрочки) "инсулин зависимой" стадии болезни.

• 19.03.2014 07:48

баронов дмитрий

мое мнение такое, не так страшен дикак его последствия, ведь нарушение углеводной таолирантности ведет за собой, поленейропатию, микроангиопатию, ренопатию, и нефропатию и т д а это уже серьезные удары по здоровью и качеству жизни,, так что вакцина с моеей точки зрения уникальная,,

• 23.04.2014 23:18

оксана

хотелось бы узнать точнее где именно и кем эта чудо-вакцина придумана.А то фраза про американских учненых не внушает доверия

• 08.12.2014 02:23

Артур

Не ВЕРЬТЕ ЭТОМУ, БЫЛО БЫ ЛЕЧЕНИЕ, ДАВНО БЫ СМИ ТРУБИЛИ ВО ВСЕ ГОРЛО!

• 07.10.2015 07:32

Как бы попасть в эту группу "подопытных"?!
    Время идет... шансы на выздоровление падают со стажем :(

• 31.07.2016 21:32

Андрей

Хотелось-бы знать, на какой стодии сейчас вакцина. Как долго нам еще придется нам ждать, есть-ли надежда в обозримом будущем.

В возрасте 6 лет Александра Янчарска потеряла сознание из-за гипоксии и с тех пор не просыпалась