Ученые преобразовали злокачественную опухоль в доброкачественную

Иллюстрация с сайта babysmartmind.com
27 сентября 2013 года, 17:29

Ученые из научно-исследовательского института Nencki Institute в Варшаве (Польша) выяснили, как можно «обмануть» клетки малигнизированной опухоли головного мозга и превратить злокачественную глиому в доброкачественную опухоль, рост которой уже может подавляться иммунной системой организма. Результаты исследования, проведенного на клетках глиомы мышей, опубликованы в журнале Journal of Pathology.

В нервной системе, помимо нейронов и глиальных клеток, есть клетки микроглии – особый класс фагоцитов, который уничтожает в ней чужеродных агентов (бактерии, вирусы и опухолевые клетки). Иногда глиальные клетки все же становятся раковыми, образуя опухоли головного мозга – глиомы. При доброкачественной форме опухоли шансы пациентов на выживание довольно высоки, в то время как при злокачественных глиомах больные, как правило, редко живут больше года.

В своих предыдущих исследованиях группа ученых под руководством профессора Каминска (Kaminska) показала, что злокачественные глиомы способны «перепрограммировать» клетки микроглии так, чтобы они поддерживали развитие опухоли, а не боролись с ней. Подобным образом опухоли могут воздействовать и на периферические макрофаги, которые мигрируют в мозг из крови и костного мозга.

В ходе исследования ученые обнаружили, что за изменение поведения клеток микроглии ответственен определенный белок - цитокин CSF2. В доброкачественных опухолях этот белок производится в небольших количествах, в то время как в злокачественных глиомах его много.

Затем ученые выключили ген, ответственный за производство белка CSF2 в клетках глиомы мышей. В результате опухолевые клетки утратили свою способность воздействовать на клетки микроглии, и иммунная система начала работать. Злокачественная опухоль, как и ожидали авторы работы, была преобразована в доброкачественную. По мнению исследователей, в будущем эта технология, способная отключить ген белка CSF2, откроет новую возможность генной терапии человека.

Основываясь на полученных результатах, исследовательская группа Каминска создала молекулы коротких пептидов, которые препятствуют связыванию белка CSF2, выделяемого опухолевыми клетками, с соответствующими рецепторами на клетках микроглии. Таким образом, сигнал, поступающий из опухолевых клеток, блокируется, и клетки микроглии уже не могут быть подвержены «перепрограммированию».

Учитывая эффективность воздействия этих молекул на поведение опухоли, в настоящее время профессор Каминска с коллегами собирается проверить действенность этого метода на клетках злокачественных глиом человека.

• 27.09.2013 18:05

тра-ра-рам

"группа ученых под руководством профессора Каминска (Kaminska)"
    Скорее всего профессор Каминска - женщина (он пан Камински, она пани Каминска). Это в англ. языке поляки "...ски" (как отец и дочь Кински).
    Поэтому, чтобы не так резало ухо, фраза должна звучать: "группа ученых под руководством профессора Каминской (Kaminska)".
    Кажется так.

• 27.09.2013 23:24

Андрей

тра-ра-рам, если пройти по приведённой ссылке, профессора зовут Божена Каминска.

• 29.09.2013 03:50

фыва

В русском это как проф.Иванов -> проф.Иванова :)
    Интересно - надолго ли работает такое "перепрограммирование"?
    Не будешь же все время колоть эту фиговину себе в мозг ...