При социальном отторжении мозг человека вырабатывает опиоиды

Фото с сайта christiandrugrehab.com
14 октября 2013 года, 17:34

Ученые из Медицинской школы Мичиганского университета обнаружили, что при неприятии человека другими людьми его мозг ищет собственный путь для подавления социальной боли. Результаты исследования, опубликованные в журнале Molecular Psychiatry, подтвердили, что болеутоляющие системы мозга реагируют не только на физические травмы, но и на проблемы социального характера, «успокаивая» организм выработкой опиоидов.

В своих предыдущих исследованиях ученые выяснили, что при физической боли мозг высвобождает опиоиды в пространство между нейронами, приводя к гашению болевых импульсов. Их новая работа основана на последних исследованиях, предположивших, что сигнальные пути, активируемые в головном мозге при физической и социальной боли, похожи между собой.

Исследователи использовали новый подход к изучению феномена социальной боли, задействовав расширенное сканирование головного мозга, при котором возможно отслеживание выброса химических веществ, при использовании модели социальной отверженности, основанной на онлайн-знакомствах.

Это исследование впервые показало, что опиоидная система μ-рецепторов активируется при социальном отторжении. Известно, что опиоиды высвобождаются при психологических потрясениях и социальной изоляции у животных, однако в какой области мозга это происходит у человека, не было показано до сих пор.

В эксперименте приняли участие 18 человек, которым предложили просмотреть фотографии и фиктивные личные профили сотен лиц противоположногот пола. После этого каждый из участников выбрал фото того человека, который ему понравился больше всех. Когда испытуемого помещали в камеру позитронно-эмиссионного томографа (ПЭТ-сканера), ему сообщали о том, что человек, который показался ему наиболее симпатичным из всех, не заинтересовался им.

Снимки головного мозга участников, сделанные в этот момент, показали выделение опиоидов, причем наибольший эффект наблюдался в тех областях мозга, которые вовлечены в ощущение физической боли - брюшной стриатум, миндалевидные тела, средняя линия таламуса и околоводопроводное серое вещество среднего мозга.

Как отмечают ученые, у лиц, которые получили наибольшее количество баллов при прохождении психологического теста на эмоциональную устойчивость, как правило, высвобождалось больше опиоидов в мозге в моменты социального неприятия другими, особенно в области миндалевидного тела, известного своей ролью в формировании эмоций. Это, по мнению исследователей, говорит о том, что выброс опиоидов в данной области при социальном отторжении может иметь защитную или адаптивную функцию.

Ведущий автор работы, Джон-Кар Зубейта (Jon-Kar Zubieta), полагает, что мозг людей, страдающих депрессией и социальной тревожностью, высвобождает меньшее количество опиоидов в периоды социального неприятия со стороны других людей, следовательно, они дольше восстанавливаются после негативного социального опыта. Поэтому новые, лишенные нежелательных побочных эффектов лекарственные препараты на основе опиоидов могут стать в будущем эффективным средством для лечения депрессии и тревожного расстройства личности.

• 15.10.2013 12:00

Скептик

То есть шизоиды - это настоящие эндоопиоидные наркоманы или у них механизмы "социальной боли" вообще не включаются?

• 15.10.2013 14:55

Ольга

Сразу вспомнился "Дивный новый мир"... Туда и идем. Почему бы и нет?
    "Сомы грамм- и нету драм".

• 15.10.2013 18:39

mumr

Это логично...
    Если прогнали из социума-стаи - значит, щас бить будут...
    Сильно и часто...
    Лучше превентивно ширнуться...

• 15.10.2013 20:30

Скептик

2Ольга, mumr Идите, ширнитесь - вы мне нравитесь оба :) Хоть кто-нибудь статью читает? Одна сому вспомнила ни к селу, ни к городу (почему не молоко плюс?), другой считает, что если ему отказала самка (читаем условия эксперимента - фиктивная служба знакомств), то скоро бить будут... Рукалицо.

В Великобритании пациенту пересадили обе руки