Ученые вырастили работающую поджелудочную железу

Миниатюрная поджелудочная железа. Фото предоставлено университетом Копенгагена
16 октября 2013 года, 17:26

Группа ученых из университета Копенгагена разработала инновационный 3D-метод для выращивания поджелудочной железы из клеток-предшественников. По словам авторов, опубликовавших свою работу в журнале Development, в будущем этот способ может помочь при тестировании антидиабетических лекарственных средств и создании биоинженерной поджелудочной железы.

Как отмечают ученые, предыдущие исследования показали возможность производства предшественников клеток поджелудочной железы, однако попытки размножить их и дифференцировать в бета-клетки, продуцирующие инсулин, оказывались безуспешными.

Исследователи создали уникальную технологию, которая позволяет эффективно наращивать клетки поджелудочной железы мышей в трехмерной гелевой среде. Разработанный метод имеет большой потенциал для производства миниатюрных поджелудочных желез из стволовых клеток человека. Такие мини-версии органов, как считают ученые, будут полезны в качестве модели для исследования эффектов новых лекарств, причем без необходимости тестирования препаратов на животных.

Согласно данным проведенных исследований, для образования такого мини-органа необходимо, чтобы хотя бы четыре клетки поджелудочной железы были расположены рядом друг с другом. По словам ученых, при оптимально подобранных условиях начальные комплексы из нескольких клеток размножаются до 40 тысяч за одну неделю.

«После периода активного роста клетки такого органоида преобразуются, приобретая способность производить пищеварительные ферменты или гормоны, такие, как инсулин, и самоорганизуются в разветвленную сеть островков, которые удивительно похожи на систему поджелудочной железы», - процитировал Science Daily слова профессора Энн Грэпин-Боттон (Anne Grapin-Botton), ведущего исследователя.

По мнению авторов, этот метод является важным этапом на пути к производству бета-клеток для лечения сахарного диабета первого типа, так как с его помощью станет возможным тестировать экспериментальные противодиабетические препараты без экспериментов над животными и выращивать биоинженерные комплексы клеток для пересадки пациентам, в организме которых не вырабатывается инсулин. Ученые собираются продолжить свою работу и адаптировать этот метод для стволовых клеток человека.

Мягкая помощь ленивому кишечнику
Современная медицина может эффективно и безопасно избавить от запоров в любом возрасте. Главное — правильно подобрать лечение.
Читать статью полностью

• 16.10.2013 20:04

мимохожий

То есть господа бизнесмены от науки НЕ собираются выращивать новый работающий орган, а просто пересадить людей с инсулина на бета-клетки.

• 17.10.2013 09:56

Бфбушка Мария

2 мимохожий. У большинства больных диабетом первого типа поджелудочная железа работает, только бета-клетки, вырабатывающие инсулин, погибли. Новый орган им без надобности. Сами бета-клетки можно пересадить в брюшную полость, они будут работать. Проблема, насколько мне известно, в наличии у большинства этих больных антител к бета-клеткам (что и является причиной болезни).

• 13.04.2015 13:54

Руслан

НУ И ДОЛГО ЕЩЕ ЖДАТЬ? Когда можно будет лечить детей???

Как работает отделение челюстно-лицевой хирургии РДКБ, рассказал его заведующий Андрей Лопатин