Уязвимости новорожденных перед инфекциями нашли новое объяснение

Иллюстрация с сайта wikipedia.org
7 ноября 2013 года, 18:47

Специалисты из научно-медицинского центра при детской больнице Цинциннати (США) предложили новую гипотезу, объясняющую высокую подверженность новорожденных бактериальным инфекциям. Они предположили, что это объясняется не незрелостью их иммунной системы, как обычно считается, а действием врожденного биологического механизма, искусственно подавляющего ее активность для обеспечения безопасного для здоровья ребенка процесса колонизации его внутренних органов и кожи полезными бактериями. Работа опубликована 6 ноября в журнале Nature.

В матке плод находится в стерильных условиях, однако, начиная с момента продвижения по родовым путям, его желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути и кожу начинают активно заселять микроорганизмы, присутствующие в окружающей среде. Как именно адаптируется иммунная система ребенка к этому массированному вторжению чужеродных агентов, которое, по идее, должно вызвать столь значительную воспалительную реакцию иммунного ответа, что она могла бы привести к летальному исходу, до сих пор до конца не ясно.

Для того, чтобы разобраться в этом процессе, специалист по детским инфекционным заболеваниям Синг Синг Вэй (Sing Sing Way) и его коллеги сравнили иммунные клетки шестидневных мышей с клетками взрослых особей. В крови новорожденных мышат, а также затем в человеческой пуповинной крови, было зафиксировано значительно более высокое содержание клеток-прекурсоров красных кровяных телец CD71+. Ученые установили, что эти незрелые эритроциты оказывают иммуносупрессивное действие, вырабатывая фермент аргиназа-2.

Эксперименты показали, что иммунная система мышат с разрушенными клетками CD71+ успешно отразила атаку патогенной бактерии Listeria monocytogenes, являющейся причиной тяжелых инфекций у новорожденных, однако клетки кишечника таких животных в отсутствие иммуносупрессии отреагировали на колонизацию нормальной микрофлорой резкой воспалительной реакцией.

По мнению Вэя и его коллег, иммуносупрессия CD71+-клетками позволяет благополучно заселить кишечник новорожденного нужными бактериями, что перевешивает в смысле пользы для выживания ребенка угрозу бактериальных инфекций.

Группа Вэя в настоящее время пытается найти способ влияния на выявленный механизм с тем, чтобы более эффективно лечить инфекционные заболевания у новорожденных.

• 08.11.2013 12:49