У медитации нашли способность влиять на геном

Иллюстрация с сайта casnocha.com
9 декабря 2013 года, 21:59

Международной группе ученых впервые удалось выявить биологический механизм, лежащий в основе терапевтического эффекта глубокой медитации. Исследователи установили, что в результате всего восьми часов медитации в организме происходят специфические изменения на генетическом и молекулярном уровне. Работа опубликована в журнале Psychoneuroendocrinology.

Авторы – специалисты из Висконсинского университета (США), Института биомедицинских исследований (Барселона, Испания) и Центра неврологических исследований института INSERM (Лион, Франция) – изучили эффект дня, проведенного в «медитации ясного ума», на группе из 19 опытных медитаторов.

«Медитация ясного ума» - состояние беспристрастного осознания происходящего. При этой форме медитации человека ориентируют фокусироваться на своем дыхании и телесных ощущениях, спокойно пропуская сквозь себя дискомфортные мысли и эмоции.

В контрольную группу входил 21 человек, не имеющий опыта медитации. Им предлагалось заниматься спокойными не-медитативными занятиями в той же окружающей обстановке. У всех участников до и после эксперимента определялись уровни экспрессии генов, связанных с циркадными ритмами, модификацией хроматина и реакцией воспаления в мононуклеарных клетках периферической крови. Кроме того, обе группы проходили специальные тесты, направленные на оценку показателей стрессоустойчивости организма.

На старте уровни экспрессии исследуемых генов у обеих групп участников были примерно одинаковыми. Однако, как было установлено, восемь часов глубокой медитации затронули несколько генов деацетилазы гистонов HDAC, которые эпигенетически регулируют активность других генов, и про-воспалительные гены RIPK2 и COX2. Уровни экспрессии всех этих генов оказались у медитаторов снижены по сравнению с контрольной группой. При этом понижение экспрессии генов RIPK2 и HDAC2, как выяснили исследователи, связано с более быстрым физическим восстановлением организма после выброса гормона кортизола в ситуации социального стресса – например, когда нужно экспромтом выступить перед публикой.

Тот факт, что изменения не затронули остальные гены, говорит о том, что медитация влияет только на некоторые специфические регуляторные пути, задействованные в механизмах, лежащих в основе ее терапевтического потенциала, отмечают авторы. «Изменения наблюдаются в генах, обычно являющихся мишенями противовоспалительных и обезболивающих лекарственных препаратов, поэтому полученные результаты являются базой для будущего исследования возможности применения медитативных практик для терапии хронических воспалительных заболеваний», - подчеркивают авторы.

Лучший комментарий

• 10.12.2013 08:25

Арсений

Очень любопытное проявление, вскрывающее механизм прямого и непосредственного влияния отношения пациента на его состояние. Но соглашусь с Надеждой, формулировка статьи антинаучна поскольку геном никак не изменился, изменился только уровень экспрессии различных его генов.

• 10.12.2013 05:01

Андрей

Малая выборка. Ждем независимых подтверждений.

• 10.12.2013 07:31

Надежда

По-моему, использована некорректная формулировка. Геном-то сам по себе не изменился, гены не пропали, не появились и не стали другими. А изменение эпигенетических показателей - это немного другое..Так что сказать, что "Медитация изменила геном" в данном случае - некорректно, неверно и даже опасно.

• 10.12.2013 08:25

Арсений

• 10.12.2013 08:56

Андрей

Совершенно верно!!!
    Геном мутирует под действием сектантских наркотиков -
    - а медитацией его можно восстановить)))
    Так это древнейшая методика спецслужб 8000 летней давности)))
    Это только современное отсутствие образования и употребление наркотиков стёрло эту память )))
    Это было открыто 100 лет назад)))

• 10.12.2013 09:26

Сергей

Редакция медпортала! Исправьте новость, пожалуйста! Перепутать РНК с геномом, да еще и в заголовке - грубая ошибка даже для врача. Лента себе такого не позволяет.

• 10.12.2013 10:14

Рентгенолог

Где здесь изменение генома-то? Назвать изменение экспрессии генов с изменением генома это настолько вопиющая беграмотность, что просто страшно. Понаберут по объявлению...

• 10.12.2013 10:15

Рентгенолог

Аж сам опечатался в слове "безграмотность" от такого)

• 10.12.2013 11:27

пенсионер

Глубоко верующий человек погружаясь в молитву, фактически медитирует. Отсюда и "польза" молитвы. Но глубокая вера - являние редкое. Как и знание молитвы среди тех, кто ходит в храмы.

• 10.12.2013 12:13

вопрос

В вики т.н. "медитация ясного ума" не упомянута. А то, что указано в статье (mindfulness meditation), называется "Медитация памятования".
    Так как будет верно?

• 10.12.2013 13:56

al0

Полный бред - что собственно открыли, что поведение человека влияет на работу его организма? Так тут и открывать нечего, и пьяному еже понятно, что это так. А уж формулировочки в статье - в самый раз в "колонку злого критика" (для тех, кто еще помнит, что это такое).

• 10.12.2013 14:41

мимо_крокодил

Завязанная на гипоталамус гормональная регуляция, в т.ч. дуга кортиколиберин-актг-кортизол, связана с и регулируется активностью ЦНС. Постановка опыта, в котором одна группа работает, а вторая - дремлет, несколько неадекватна. Физическая нагрузка активизирует обмен белков, что, по умолчанию, тянет за собой повышение уровня кортизола. Поэтому вывод работы укладывается в утверждение "от работы кони дохнут".
    Сравнили бы со спящими. Ну или другими группами, пребывающими в состоянии близкой к медитации пасивной полудремы. Это было бы показательно.

• 10.12.2013 19:20

Наполеон

Иногда невежество приносит счастье в дом.

• 11.12.2013 05:19

Пациент

Не врач,с медициной на уровне пациента.Имею хронич.заболевание,с высокой устойчивостью к препаратам,но когда увидел свою болезнь на снимке,начал каждый день затягивать рану мысленно и в короткий срок она затянулась.Лечащий врач всё отразил в истории и был удивлён. Помогает ли это на генном уровне,с этим разбираться специалистам,но я думаю,что это правильное и нужное направление медицины-лечить без лекарств.

• 12.12.2013 03:42

Человек это и есть мозг и при медитаций возникают волны бета и инта которые физически меняют мозг и гены не передают инфо так что не важно что будет с ними! Извините что, с ошибками пишу, еду за рулем.

• 29.12.2013 21:32

Серафима

Аналогичный эффект может получить любой человек без специальной подготовки, если восемь часов просто проспит на ложе из вишневых косточек. Вишня - Древо Вечной Молодости!.
    О свойстве вишневых косточек оказывать благотворное воздействие на организм человека было известно еще жрецам Древнего Египта.

В Великобритании пациенту пересадили обе руки