Разработана технология массового производства эритроцитов

Иллюстрация с сайта buffalo.edu
10 декабря 2013 года, 12:25

Путем переноса двух генов в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИПСК), группе ученых из Киотского университета (Япония) удалось получить клетки-предшественники эритроцитов с практически неограниченной способностью к делению в пробирке, которые они затем успешно преобразовали в зрелые эритроциты. Результаты проведенного исследования опубликованы в журнале Stem Cell Reports.

Хотя полученные учеными эритроциты содержали в основном фетальный гемоглобин, переливание мышам подтвердило, что эти клетки способны переносить кислород. По словам ученых, новая технология позволит предоставлять достаточное количество эритроцитов, необходимое для переливания, вне зависимости от наличия донорской крови.

В процессе кроветворения из гемопоэтических стволовых клеток развиваются клетки-предшественники эритроидного ряда - эритробласты, а из них - нормобласты (или нормоциты). Утрачивая ядро, они преобразуются в ретикулоциты – незрелые формы, которые вскоре созревают в обычные эритроциты. Зрелые эритроциты, переносящие кислород, не имеют ядра с генетической информацией, в связи с чем они не способны к самовоспроизведению. В результате у пациентов, страдающих заболеваниями крови, развивается анемия, и их состояние зависит от переливаний препаратов крови, полученных из донорской крови.

Так как на стадии эритробластов еще сохраняется способность клеток к самовоспроизведению, то, по словам ученых,  обнаружение факторов, управляющих этим процессом, позволило бы поддерживать неограниченную репликацию данных клеток.

Группе ученых под руководством профессора Коджи Это (Koji Eto) уже удалось получить мегакариоциты - клетки, из которых формируются тромбоциты, - с фактически неограниченной способностью к самовоспроизведению. В новом исследовании ими было показано, что трансдукция (перенос) генов c-MYC и BCL-XL в ИПСК и ЭСК приводит к образованию клеток-предшественников эритроидного ряда с такими же неограниченными возможностями репликации.

Новая технология поможет обеспечить в будущем стабильное снабжение медицинских учреждений эритроцитарной массой вне зависимости от наличия донорской крови.

Как выяснили исследователи, повышение экспрессии гена c-MYC вызывает усиление способности эритробластов к делению. Также было обнаружено, что экспрессия гена BCL-XL выше во время созревания клеток-предшественников, чем в период репликации.

По словам ученых, так как эти гены присутствуют в организме человека, то методы, действующие на них, фактически имитируют естественные процессы, а значит, могут рассматриваться как потенциально безопасные для клинической практики.

По приблизительным подсчетам ученых, для производства одного триллиона эритроцитов, необходимых для заполнения одного стандартного пакета с кровью, необходимо 1-2 тысячи литров культуральной среды, тогда как для прямой дифференцировки ИПСК в эритробласты достаточно всего 50-100 литров среды.

Теперь авторы работы планируют сосредоточиться на создании эффективного метода денуклеации эритроцитов, а также заняться разработкой технологии для производства эритроцитов, содержащих только гемоглобин А (гемоглобин взрослого человека), что обеспечит в будущем серьезный прогресс и стабильное снабжение эритроцитарной массой медицинских учреждений.

• 10.12.2013 14:29

мимо-крокодил

На бумаге в теории все просто великолепно. Можно начинать апплодировать стоя. Но есть 2 "но".
    - контролируемый апаптоз ядра и органел задача более нетривиальная, чем выращиваемые опухолевые клетки.
    - устойчивость этих эритроцитов при прохождении капиляра вызывает сомнение.
    Главное же - предлагается вливать человеку убитые опухолевые клетки. Как 100% гарантировать, что нам удалось убить их все? Потому как создавать лекарство, гарантированно вызывающее миелолейкоз как-то не очень.

• 10.12.2013 16:04

Виктор

Какая замечательная новость!!!

• 10.12.2013 20:26

Замечательная информация для тех людей, кто живет только за счет переливания крови! И у меня есть близкая знакомая, , великолепный человек, врач, которая имеет такое заболевание и ее жизнь зависит от этой тяжелой процедуры. Хочется надеяться, что результаты этих исследований вскоре можно будет применить для лечения таких людей.

• 12.12.2013 13:12

Илья

Крокодил, при чём тут опухолевые клетки?

Оно работает без остановки, пытается справиться с нашей беготней и стрессами и с годами устает