В США создали антибиотик против антибиотикоустойчивых инфекций

Иллюстрация с с сайта blog.smu.edu
20 января 2014 года, 18:21

Объединенная группа исследователей из Брауновского университета и Массачусетского технологического института усовершенствовала структуру ацилдепсипептидов (acyldepsipeptides, или ADEP) - веществ, обладающих антибактериальными свойствами, - что сделало их гораздо более устойчивыми и активными в борьбе с микроорганизмами. Согласно данным, опубликованным в журнале Journal of the American Chemical Society, модификация этих соединений повысила их эффективность в тысячу раз.

В связи с ростом инфекций, устойчивых к действию большинства антибиотиков, ученые спешат найти новые лекарственные средства, которые смогли бы заменить препараты, уже не являющиеся эффективными. Таким перспективным классом молекул являются некоторые ацилдепсипептиды, которые уничтожают антибиотикорезистентные бактерии, причем совершенно иным образом, отличным от механизма действия всех известных антибактериальных препаратов.

«Они связываются с белком бактериальной клетки, который работает как «чистильщик клеточного мусора», - отметил Джейсон Селло (Jason Sello), профессор химии и главный автор работы. - Этот белок, называемый ClpP, разрушает те белки, которые свернуты неправильно или повреждены, и могут быть вредны для клетки».

Исследователи видоизменили строение молекул ацилдепсипептидов, что привело к значительному повышению их эффективности против антибиотикоустойчивых бактерий (фото предоставлено лабораторией Джейсона Селло Брауновского университета).

Однако при связывании бактериального белка ClpP с молекулой ацилдепсипептида протеин уже не может действовать избирательно. По сути, связавшись с молекулой ADEP, белок-чистильщик начинает «буйствовать» и уничтожать нормальные белки бактериальной клетки, что в итоге приводит к ее гибели.

Предыдущие исследования уже показали, что ADEP способны уничтожать микроорганизмы, вызывающие стафилококковые инфекции, некоторые виды пневмонии, туберкулез и другие инфекции в экспериментах in vitro и in vivo (на крысах и мышах). Но внутри молекулы ацилдепсипептида присутствуют слабые связи, которые могут быть легко разорваны, поэтому исследователи решили видоизменить молекулу ADEP таким образом, чтобы она стала более прочной. Ученым удалось синтезировать такие модифицированные аналоги ацилдепсипептидов, изменив в них местоположение определенных аминокислот.

Поставленные в пробирке опыты показали, что в сравнении с обычными ацилдепсипептидами, полученные исследователями соединения оказались гораздо более эффективны против трех патогенных бактерий: в 32 раза эффективнее против золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus), в 600 раз - против фекального энтерококка (Enterococcus faecalis) и в 1200 раз - против пневмококка (Streptococcus pneumoniae). В последнем случае, как отметили авторы работы, связь синтетического аналога ADEP с белком ClpP оказалась в 7 раз прочнее обычной.

Как полагают иследователи, повышение антибактериальной активности может быть связано с тем, что более жесткая молекула ADEP легче проникает сквозь мембрану бактериальной клетки и прочнее связывается с ее внутриклеточным «чистильщиком».

В настоящее время профессор Селло и его коллеги приступили к изучению антибиотического действия модифицированных молекул ацилдепсипептидов на мышах и к разработке полноценного антибактериального препарата нового поколения на основе ADEP.

• 21.01.2014 09:08

прохожий

Что за дебильные новости, в 1200 раз от чего, если от 0 то хоть в миллион раз все равно 0

• 21.01.2014 09:54

Илья

"...что в сравнении с _обычными_ацилдепсипептидами_".
    Что за дебильные комментаторы. Читаем внимательней.

• 21.01.2014 12:27

Иван

Ну ничего, сильнее антибиотик всегда означает, что бактерии станут соответственно сильнее. А при прочих равных данные антибиотики будут не столь легко доступны, в итоге получаем более патогенный и вирулентный вирус, а лечение не всегда может подоспеть. Тупиковый путь. Были бы прививки решающие проблему на корню, другой вопрос, а так, стрельба из пушки по воробьям, вроде эффект есть, а толку нет.

• 21.01.2014 13:06

Vladimir1

еще бы научить врачей (всех стран) применять а/биотики по результатам теста на резистентность. Да разрабатывать эти тесты активно. А то через полгода прочитаем, что микробы приспособились и к новому препарату.

«МедНовости» рассказывают, чем закончились некоторые истории, опубликованные ранее