Генетики обнаружили у древних европейцев темную кожу и голубые глаза

Захоронение в пещере Ла Бранья-Аринтеро и реконструкция внешнего облика охотника эпохи мезолита. Иллюстрация сделана одним из авторов работы, J.M. Vidal Encinas, CSIC
27 января 2014 года, 18:55

Полная расшифровка генома мужчины, принадлежавшего к племени охотников-собирателей и жившего около семи тысяч лет тому назад, в эпоху мезолита, на северо-западе Иберийского полуострова, показала, что этот человек имел темную кожу, голубые глаза и набор «иммунных» генов, на 60 процентов совпадающий с таковым у современных европейцев. В частности, оказалось, что древний охотник обладал иммунитетом к болезням, которые, как предполагали ранее, стали «бичом человечества» в более поздний период, уже после повсеместного распространения земледелия и скотоводства. Работа международной группы исследователей опубликована 26 января в журнале Nature.

Захоронение скелетов двух мужчин, украшенное орнаментом из зубов благородного оленя, было обнаружено в пещере Ла Бранья-Аринтеро (провинция Леон, Испания) в 2006 году. В июне 2012 года группа генетиков из Барселонского университета под руководством Карлеса Лалуэса-Фокс (Carles Lalueza-Fox) сообщила о расшифровке митохондриальной ДНК, выделенной из зуба одного из скелетов. На этот раз группе Лалуэса-Фокса, которая расширилась за счет ведущего мирового специалиста по древней ДНК, эволюционного биолога Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета и других специалистов из научных центров США и Австралии, удалось выделить ядерную ДНК и полностью расшифровать геном.

«Это первый геном европейца до-земледельческой эпохи, который мы имеем возможность изучить, - подчеркнул Лалуэса-Фокс, которого цитирует журнал NewScientist. – Результаты помогут нам понять, как приход с Ближнего Востока на территорию Европы около 6-7 тысяч лет тому назад «неолитической революции» – повсеместного распространения земледелия, скотоводства и связанного с этим изменения рациона питания и появления новых болезней, источником которых стали домашние животные – изменил биологию человека».

Предварительные результаты, полученные учеными, выявили четыре ключевых момента, один из которых, по словам Лалуэса-Фокса, был ожидаем, а три остальных явились сюрпризом для исследователей. Ожидаемым результатом явилось отсутствие у жителя до-неолитической эпохи генетической мутации, обеспечивающей толерантность к лактозе и дающей возможность усваивать молоко и молочные продукты во взрослом возрасте. Эта мутация, как считается, появилась после распространения скотоводства, в более позднюю эпоху.

Неожиданными для ученых открытиями стали сочетание у древнего жителя Иберийского полуострова темного цвета кожи и волос, как у его африканских предков, с голубыми глазами, о чем можно судить по предковым аллелям нескольких генов, отвечающих за пигментацию. Причем, как пишет журнал Science, результаты нескольких других, пока не опубликованных исследований дают основания полагать, что подобное сочетание являлось не индивидуальной особенностью конкретного человека, а было характерно для всех европейских охотников-собирателей эпохи мезолита.

Светлая кожа необходима современным европейцам для выработки нужного организму количества витамина D. Как полагают исследователи, судя по всему, осветление кожных покровов начало поддерживаться механизмом естественного отбора лишь в эпоху неолита, после перехода на диету с меньшим количеством белков и большим – углеводов, а до тех пор основным источником витамина D было мясо. Что касается голубых глаз, то рационального объяснения этому феномену пока не найдено. Ученые не исключают, что в данном случае свою роль сыграли сексуальные предпочтения.

Еще одним сюрпризом для Лалуэса-Фокса и его коллег стала та часть генома охотника из Ла Бранья-Аринтеро, которая связана с состоянием иммунной системы. Из 40 связанных с иммунитетом генов, изученных учеными, 24 (60 процентов) оказались такими же, как и у современных европейцев. Иммунная система этого человека была в состоянии бороться с такими инфекционными заболеваниями, как туберкулез, малярия, пневмония и другими, то есть первая линия защиты от патогенов уже была сформирована. Ранее полагали, что эта способность развилась у людей только после начала жизни в оседлых поселениях, в близком контакте с одомашненными животными и друг с другом, что способствовало распространению инфекций.

Одним из возможных объяснений выявленного эффекта, считает Лалуэса-Фокс, может служить предположение, что эпидемии, затронувшие ранних скотоводов на Ближнем Востоке, распространились на континентальную Европу до того, как туда пришло земледелие и скотоводство.

• 28.01.2014 11:21

Врач

>Что касается голубых глаз, то рационального объяснения этому феномену пока не найдено. Ученые не исключают, что в данном случае свою роль сыграли сексуальные предпочтения.
    Ложное противопоставление - как будто сексуальные предпочтения не являются рациональными.

• 28.01.2014 15:07

• 28.01.2014 22:28

ntt

>Не являются, иначе зачем павлину роскошный хвост, а европейцам - окладистая борода? :-)
    Может быть, ранее актуальный критерий естественного отбора, бесполезный(безвредный) в данный момент?

• 29.01.2014 00:46

Я

в Атласе (Тунмс) бербер такой был гидом. темнокожий и синие глаза 2 метра росту

• 29.01.2014 10:28

Don Pedro

Пытаются за уши притянуть, что белые когда то были черными.

Оно работает без остановки, пытается справиться с нашей беготней и стрессами и с годами устает