Пожилой возраст отцов повышает риск психических отклонений у детей

Иллюстрация с сайта omnilexica.com
27 февраля 2014 года, 20:08

Обширное исследование группы ученых из США и Швеции подтвердило появившуюся в последние годы гипотезу о том, что пожилой возраст отцов может повышать риск развития психических заболеваний и проблем с успеваемостью в учебе у потомства. Результаты исследования были опубликованы накануне в журнале JAMA Psychiatry.

За последние 40 лет средний возраст деторождения неуклонно растет как среди женщин, так и среди мужчин. Так, с 1970 года в США средний возраст женщин, рожающих своего первого ребенка, увеличился с 21,5 года до 25,4, а для мужчин этот возраст в среднем повысился до 28,5 лет. На северо-востоке страны эти показатели еще выше. Последствия этого факта - как социальные, так и связанные со здоровьем и общем благополучиеми населения - до конца еще не изучены.

В то время, как возраст рожающих матерей уже довольно давно находится под пристальным наблюдением здравоохранительных структур, влиянию возраста отцов на состояние здоровья их детей уделялось гораздо меньше внимания. При этом в отличие от женщин, которые рождаются с определенным количеством яйцеклеток, организм мужчин вырабатывает сперматозоиды на протяжении всей жизни. И каждый раз при образовании новых мужских половых клеток есть возможность возникновения мутации - молекулярной ошибки при считывании ДНК или обмене участками между гомологичными хромосомами.

Главный автор исследования Брайан Д`Онофрио.

С возрастом мужчины подвергаются водействию все большего количества негативных экологических факторов, которые способны вызвать мутации в ДНК спермы. Более того, молекулярно-генетические исследования показали, что в ДНК сперматозоидов мужчин более старшего возраста действительно содержится больше генетических мутаций.

Ученые из Индианского университета в Блумингтоне совместно с коллегами из Каролинского института в Стокгольме проанализировали данные всех родившихся детей в Швеции с 1973 по 2001 год. Иследование обнаружило устойчивую связь между более старшим возрастом отцов при деторождении и многочисленными психическими расстройствами у их детей, включая аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), биполярное расстройство, психоз, шизофрению, попытки суицида и злоупотребление психоактивными веществами. Также у детей, рожденных от пожилых отцов, было больше проблем с успеваемостью в учебе, которая заключалась в плохих оценках и более низком уровне IQ.

Согласно выводам, сделанным исследователями, по сравнению с детьми молодых отцов, у детей, рожденных от отцов в возрасте от 45 лет и старше, в три раза чаще диагностируют аутизм, в 13 раз чаще - СДВГ, в два раза чаще - психические расстройства, в 25 раз чаще у них встречается биполярное расстройство и в 2,5 раза выше склонность к злоупотреблению психоактивными веществами и суицидальному поведению.

«Факты, приведенные в этом исследовании, более информативны, чем в предыдущих исследованиях, - сказал ведущий исследователь Брайан Д`Онофрио (Brian D'Onofrio). - Прежде всего, у нас был самый большой объем выборки для исследования. Мы оценили связь между возрастом отцов при рождении их детей и этими проблемами, а кроме того, сравнили данные братьев и сестер, а также кузенов. Этот подход позволил нам контролировать многие факторы, которые могли быть упущены в ходе предыдущих исследований».

По словам ученых, хотя полученные результаты не указывают напрямую на то, что каждый ребенок, родившийся от пожилого отца, будет иметь проблемы в обучении или какие-либо психические отклонения, однако они добавляют новые сведения к обнаруженной ранее связи между пожилым возрастом отцов и повышенным риском возникновения указанных проблем у их детей. Таким образом, все собранные на сегодняшний день данные по этой теме могут помочь людям в принятии их личного решения.

Лучший комментарий

• 28.02.2014 15:31

Алексей

"И потом в исследовании не приводятся данные о возрасте матерей. Влияние возраста матери гораздо важнее чем возраст отца."

Далеко не факт, т.к. генетический материал берется в отношении близком к 50 на 50. В среднем мужчина, как правило, имеет возможность завести ребенка в более позднем возрасте, чем женщина. Кроме того, если у женщины все яйцеклетки с самого рождения, то мужчины формируются из существующего генетического материала.

• 28.02.2014 12:51

Али баб

У пророка Авраама первенец родился в 90 лет и ничего

• 28.02.2014 13:18

ринат

не знаю как в штатах а у нас наоборот чем моложе родители не важно мать или отец то шансы что ребенок нездоров точно есть.

• 28.02.2014 13:34

Я

Экологические токсины - это по-нашему, по-журноламерски!

• 28.02.2014 13:38

специалист

Все правильно, такие данные о связи возраста отца и риском развития аутизма хорошо известен. Однако механизм - не понятен только статистическая связь. Все рассуждения - спекуляции.

• 28.02.2014 15:31

Алексей

• 28.02.2014 16:17

читатель

в оригинальном абстракте речь идет об "отцах старше 45 лет" а не "45-летних отцах" как указывается в данной статье. Разница может быть существенной, т.к. доля генетических дефектов приходящихся на отцов значительно страше должна быть скорее всего существенно выше.

• 28.02.2014 19:57

Другой Я

к специалисту
    механизм - эпигенетический, мутационный (в конце концов, клетки, предшественники сперматозоидов, постоянно делятся, а при делении и воздействии канцерогенных факторов возможны неисправленные мутации). Это описано уже в других статьях меда:

• 28.02.2014 23:33

Дилетант Александр

"...генетический материал..."
    "...генетических дефектов..."

Вообще, исследование показало связь с возрастом родителя, а не с генетикой. По поводу всех перечисленных отклонений (пожалуй, кроме аутизма) до сих пор ведутся споры, о том что является главным компонентом в них: биологическое, или социальное. Вполне может быть, что всё дело в том, что из человека в 80 лет решившего ребёночка заделать, хреновые педагоги получаются. Ибо гормоны уже не те - возится с ребёнком лень, да и опыт даёт о себе знать - "всем будет лучше, если я займусь, чем я там обычно занимаюсь", вместо того, чтобы ребёнку сказку почитать.

Но, конечно, если всё дело окажется действительно в биологии - тоже интересно.

• 01.03.2014 09:04

Тагир

Интересно, что исследовали детей с 1973 до 2001-го года. В 1973-м СДВГ практически не диагностировали, к 2000-м же это стал очень модный диагноз. То есть имеются независимые корреляции между годом рождения ребёнка, возрастом отца (который в целом имеет тенденцию к увеличению) и количеством диагнозированных СДВГ. Не получилось бы как с глобальным потеплением, которое зависит от уменьшения количества пиратов.

• 01.03.2014 10:42

Игорь

Мутации мутациями, они есть всегда, в них есть суть полового размножения.
    Раз уж нарушения у детей психические, то тут нельзя исключать психологическую составляющую самого процесса воспитания.
    Вряд ли кто-то усомнится, что 20-летний и 45 летний отцы будут по-разному воспитывать своего ребенка.
    Потому как они сами по-разному видят жизнь. Ну и, естественно, чем старше отец ребенка тем больше эта возрастная пропасть, усложняется взаимопонимание. В общем Отцы и дети:)

• 01.03.2014 15:06

Андрей

Опять мракобесие!

• 01.03.2014 16:04

сказочник

"старший умный был детина
    средний был и-так и-сяк
    младший вовсе был дурак"

• 02.03.2014 16:45

Борис1

2 Алексей
    "Кроме того, если у женщины все яйцеклетки с самого рождения, то мужчины формируются из существующего генетического материала."
    Чаво?

• 02.03.2014 20:21

Игорь

Безапеляционная страшилка... Деникин, например, родился, когда его отцу было 65 лет. Однако, это ему не помешало стать одним из наиболее результативных генералов Русской императорской армии в период Первой мировой войны.

• 02.03.2014 21:28

Николай

Учёные абсолютно не правы. Мужчина способен зачать здорового ребёнка в солидном возрасте т.е больше чем 70-75 лет. Необходимо только чтобы он вёл здоровый образ жизни и его не травили бы окружающие курильщики и сам не употреблял спиртное и не курил. у женщин имеется неблагоприятный возраст для зачатия здорового ребёнка. Это моё открытие не признают чиновники от медицины более сорока лет.Благоприятный возраст женщины для зачатия здорового и умственно полноценного ребёнка смотрите на сайте:demidkov.pp.ru Там и примеры и фото детей, зачатых моим методом.На ЮТУБЕ есть видео о моём методе.
    Николай Демидков.

• 02.03.2014 23:44

elka

это так, не "по науке", а из личных наблюдений: здоровье ребенка прежде всего зависит от генетического здоровья родителей, а уж потом от других факторов, включая возраст и даже просто уадачу и случаиность.. я в 23 года родила здорового ребенка, а потом в 41 родила здоровых близнецов. моя школьная подруга в 24 года родила дауненка, а 36 родила здорового сына. вторая подруга родила в 24 года слепого ребенка, а в 39 - здорового. наши мужья старше нас в пределах 6-8 лет.

• 03.03.2014 12:25

Кирилл

Как Господь решит, так и будет!

Правильно проведенная процедура радикально уменьшает риск тяжелого заболевания