Между ростом и уровнем IQ нашли генетическую связь

Кадр из фильма Soup to Nuts, 1930 год
7 марта 2014 года, 20:53
Комментировать

Группа специалистов из Эдинбургского университета (Великобритания) обнаружила статистически значимую корреляцию между такими параметрами, как рост и уровень развития интеллекта. Согласно результатам проведенного ими исследования, опубликованным в журнале Behavior Genetics, на популяционном уровне более высокие индивидуумы в среднем умнее тех, кто ниже ростом.

Как пишут авторы, данные, полученные в ходе предыдущих исследований, заставляют предположить, что уровень умственного развития и состояние здоровья находятся в прямой зависимости – чем выше IQ, тем лучше здоровье. Кроме того, есть данные о обратной связи роста индивидуума и риска таких негативных проявлений, как ишемическая болезнь, инсульт, несчастные случаи и суицид. Оба показателя – рост и интеллект – в значительной степени обусловлены наследственными факторами (в случае роста роль наследственности оценивается в 70-90 процентов, а в случае интеллекта – 40-70 процентов). При этом примерно 45 процентов вариаций в росте и порядка 25-50 процентов вариаций в уровне IQ могут быть объяснены случаями однонуклеотидного полиморфизма (SNP) - отличиями последовательности ДНК размером в один нуклеотид, возникающими в результате точечной мутации.

Базируясь на этой информации, авторы попробовали оценить степень генетической корреляции между ростом и уровнем умственного развития. До сих пор подобные оценки основывались на данных, полученных от близких родственников, например близнецов, что сказывалось на их точности.

На этот раз в качестве источника информации был взят массив данных о почти семи тысячах не состоящих между собой в родстве участниках масштабного исследования здоровья населения Шотландии Generation Scotland: Scottish Family Health Study. В ходе исследования, помимо антропометрических и медицинских данных участников, оценивался также уровень развития интеллекта на основании четырех базовых показателей – времени ментальной реакции, лингвистических способностей, скорости обработки информации и объема памяти. Кроме того, у респондентов были взяты биологические образцы, позволившие выполнить их генетическое профилирование и провести статистический анализ SNP. Средний возраст участников составил 54 года, средний рост мужчин – 176 сантиметров, средний рост женщин (59 процентов участников) – 162 сантиметра.

В итоге была выявлена статистически значимая позитивная генетическая корреляция между ростом и интеллектом (0,28) с 70-процентным уровнем наследуемости по двум этим показателям. Вклад факторов окружающей среды в величину и соотношение роста и интеллекта при этом оказался сравнительно не велик. Биологические механизмы,  лежащие в основе выявленного феномена, еще только предстоит прояснить, отмечают авторы. Понимание молекулярного базиса явления особенно важно из-за ранее обнаруженной связи этих показателей с состоянием здоровья, подчеркивают исследователи.

Поделиться

Комментарии (38)

Код подтверждения:

Уважаемые читатели!
Ссылки на сторонние ресурсы, нецензурные, бессодержательные, пропагандистские и антинаучные высказывания удаляются без предупреждения. Максимальная длина комментария — 1000 символов.

  • 07.03.2014 21:15

    Дилетант Александр

    "...с 70-процентным уровнем наследуемости по двум этим показателям..."

    Британские учёные, такие британские. Доказать то, что уровень интеллект у человека передаётся по наследству можно только по результатам эксперимента, в котором полностью исключается влияние окружающей среды. Т.е., надо забирать детей у родителей сразу после рождения, помещать в "клетки Скиннера", там в одно и тоже время наливать воды в поилку, наполнять кормушку и одинаково обучать и воспитывать, без контакта с живыми людьми, естественно, и уже потом проводить тесты на IQ. И только после этого можно будет разевать рот про "наследственность". А то, может быть, высоких учителя чаще замечают и из-за этого и спрашивают их чаще, и занимаются с ними чаще.

  • 07.03.2014 22:59

    шел мимо

    То есть Валуев умней Путина???

  • 07.03.2014 23:12

    CS

    Вполне возможно. Вообще у IQ много странных корреляций - расовых, наследственных - причем полученных на больших выборках. Но в то же время в последнее время всё большую поддержку завоёвывает представление о том, что IQ не соответствует своему названию. Он характеризует круг каких-то способностей, но далеко не весь круг интеллектуальных способностей человека.

  • 07.03.2014 23:36

    J0ker

    дилетанты такие дилетанты
    особенно в статистике

  • 08.03.2014 00:33

    Василий

    Ну что за чушь? Получается, что практически любая африканская страна переплюнет в IQ евреев, армяней, индусов т.к. среднестатистический африканец выше.

  • 08.03.2014 00:56

    J0ker

    о, вот еще один эксперт подтянулся
    95% однако

  • 08.03.2014 01:00

    Frost Angel

    Низкие евреи могуть быть тупей высоких евреев, но умней негров любого роста - т.е. фактор зависимости интеллекта от роста может быть меньше расового фактора.

  • 08.03.2014 01:02

    не дилетант

    Дилетанту
    И такие исследования уже были - на однояйцевых близнецах, воспитывающихся в разных семьях и разных странах. И таки да, оказалось, что поразительно многие вещи наследуются - вплоть до вкусов (тип машины, стиль одежды).

  • 08.03.2014 01:12

    J0ker

    >Низкие евреи

    анитисемит
    :D

  • 08.03.2014 05:02

    Врач А.С.

    Между прочим,между популяцией аистов и рождаемостью существует статистически значимая корреляция. Можно сделать вывод,что аисты приносят детей.

  • 08.03.2014 08:29

    Татьяна

    Очередной бред.

  • 08.03.2014 09:03

    Alex

    Я вот пока вижу, что интеллект большинства пишущих не позволяет отличить корреляцию от причинно-следственной связи. И это прискорбно.

  • 08.03.2014 10:04

    Прохожий

    0.28 - это, практически, отсутствие связи, однако

  • 08.03.2014 10:39

    Дилетант Александр

    to не дилетант
    "...воспитывающихся в разных семьях..."

    Это не исключает социального фактора. Понятно, что к детям с одной внешностью родители будут относится так, к детям с другой внешностью - иначе. Даже на животных это оказывает влияние, поэтому Скиннер и придумал свою клетку.

    to Alex
    "...не позволяет отличить..."

    Это исследователи не могут отличить корреляцию от причины-следствия и делают интересные выводы. Я на выводы отвечал, только.

  • 08.03.2014 12:33

    Москит

    Самое забавное, британские ученые все сделали в общем то правильно. Только выводы сделали бесполезные. Ошибка фундаментальная, IQ не стандартизован, на сегодняшний нет ни каких достоверных тестов интеллекта. Строить научные изыскания на недоказанных теориях - бред сивой кобылы, вполне достойный уровня самих ученых.

  • 08.03.2014 12:51

    Carol

    Не соглашусь. В пример возьму свой класс: парень, который был ростом около 160см, закончил школу с медалью, сейчас учится на хирурга в Москве, а самая низкая девушка в классе не только смогла выучить японский, но еще и смогла поступить в университет в Токио. У "гигантов" класса сложилась совсем не интеллектуальная судьба. Один умер от передоза, другой братуха-борцуха, король баскетбола, сидит на шее у матери, а самая длинноногая мадемуазель как была глупой шл*хой, так и осталась. Чем не статистика? А как же Китай, Япония? Там одни не интеллектуалы живут?

  • 08.03.2014 14:12

    Вадим

    Ну, ну... Кто знает, может у шотландцев так оно и есть.

  • 08.03.2014 15:52

    Бабушка Мария

    Браво, Alex!
    Только объяснить отличие корреляции от причинно-следственной связи местным Наполеончикам Вам всё равно не удастся.

  • 08.03.2014 18:01

    Сергей

    Я думаю, что все исследования британцев выдуманные и далеки от настоящей науки. Мотивом является дискриминация людей по различным признакам и подведение под это псевдонаучной базы.

  • 08.03.2014 19:59

    5

    Соглашусь с прохожим, коэффициент корреляции 0,28- это очень слабая связь. Приличные ученые подобные зависимости даже не приводят. Шкала Чеддока в помощь: от 0 до 0,3 -очень слабая. от 0,3 до 0,5-слабая. от 0, 5 до 0,7-средняя.от 0,7 до 0, 9 -высокая. от 0,9 до 1-очень высокая. Я так понимаю, что у автора статьи комплекс превосходства из-за якобы своего высокого роста. Он и решал ее задвинуть...Наполеон как-то сказал-"Нет людей выше меня, есть длиннее"

  • 08.03.2014 21:53

    CS

    Carol, IQ и золотая медаль в школе - вообще разные вещи.

  • 09.03.2014 11:36

    Я волшебный

    Так и знал, "британские ученые" держат марку. М.б. все гораздо проще - чем выше уровень жизни, тем выше средний рост, и, соответственно, лучше образование?
    ЗЫ: мой рост - 193 )

  • 09.03.2014 11:42

    Сирожа

    Многа букаф. Ничо ни понил.

  • 09.03.2014 14:32

    карамболина

    Для Сирожы. Так напишите главное:каков ваш рост? О себе пол ж.Не нравятся мужчины выше 182 см.

  • 09.03.2014 16:47

    Марсианин

    Британские дармоеды выяснили, что в среднем британская нация умнее (и образованнее, конечно) низкорослых классиков 18-19 века, т.к. нынешние акселераты выше на 15-20 см. Диккенс, Скотт, Теккерей, Шоу ну и Шекспир до кучи, скоро забудутся, ведь тиражи Роулинг, и прочих неоклассиков в разы больше, как и по глубине содержания. Да и в России "Бригаду" знают куда лучше, чем писульки карлика Гоголя. Я бы еще по диаметру задницы измерял ум, т.к. многие думают ей, а за последние десятки лет ширина сидений в кинотеатрах увеличилась на 5 см. Исследовать и исследовать.

  • 09.03.2014 19:36

    Гномы из WoW так не думают :)

  • 10.03.2014 10:02

    СВЕТлана

    А почему тогда все известные полководцы, революционеры были невысокие? и писатели? и поэты?
    Наполеон, Ленин, Жуков, Суворов, Пушкин, Гоголь, Шекспир, Путин, Медведев...?

  • 10.03.2014 13:14

    Врач А.С.

    Отмечу,что кроме коэффициента корреляции есть ещё и такая штука,как коэффициент детерминации. Я не читатель,а писатель,поэтому статью не читал и есть ли там картинка так наз корреляционного поля ( типа http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Correlation_examples.png?uselang=ru ) я не видел. Вроде бы есть два показателя- IQ и рост. Один по оси абсцисс,а второй можно и по оси ординат. Могли бы и предъявить народу.

  • 10.03.2014 16:07

    Валерий

    Тогда пусть уважаемые британские учёные заодно объяснят, почему подавляющее большинство лилипутов на в академиях наук, а в цирках?

  • 10.03.2014 16:29

    ааа

    Какие они там умные.

  • 10.03.2014 20:43

    miha4406

    Рост и IQ, в принципе, оба могут зависеть от достаточности(скажем так) питания в детстве. Про "генетичность" связи тоже как-то недопонял.

  • 11.03.2014 09:20

    Суровый критик

    Угу. Пушкин, Глинка, Моцарт, Григ, Тулуз-Лотрек и Наполеон гораздо глупее Маяковского, Римского-Корсакова, Дега и Шарля де Голля.
    СУПЕР ВЫВОДЫ, заслуживающие внимания.

  • 11.03.2014 09:31

    /

    зашибись, в ординаторской и-нет подрубили. Теперь вообще про больных забуду.

  • 11.03.2014 09:52

    Зануда

    А как же старая поговорка "Доходит, как до жирафа"?

  • 11.03.2014 10:51

    Гость

    "А почему тогда все известные полководцы, революционеры были невысокие? и писатели? и поэты?
    Наполеон, Ленин, Жуков, Суворов, Пушкин, Гоголь, Шекспир, Путин, Медведев...?"

    Известный != гениальный.
    В твоем списке более половины нужно вычеркнуть. И вообще известно, что у низкорослых людей комплексы, связанные с ростом, поэтому они пыжатся прыгнуть выше головы.
    PS У Ленина вообще мозг разжижен сифилисом был, там IQ не ночевал.

  • 11.03.2014 20:01

    Иван

    "...более высокие индивидуумы в среднем умнее тех, кто ниже ростом."
    только не говорите об этом путину с его 170 см

  • 12.03.2014 14:33

    ВАСЯ

    КАК БЫТЬ С ПУТИНЫМ И МЕДВЕДЕВЫМ?????????????????????

  • 12.03.2014 17:34

    167 cм

    Суперсуровому критику
    Современники Пушкина по-разному его оценивали, но в чем-чем, а в уме отказать ему не могли даже враги. Император Николай Первый после первой встречи с ним признавался: я сейчас беседовал с одним из умнейших людей на свете...

«МедНовости» снова рассказывают, чем закончились некоторые истории, опубликованные ранее
Банк Турции решил не переделывать пятилировые купюры
Опасный микроорганизм не погибает даже под действием колистина
Устройство размером со спичку поможет героиновым наркоманам войти в ремиссию
Степень трудоголизма участников исследования оценивали по специальной шкале
На людях пока новую методику испытывать не будут