Недостаток сна оказался способен уничтожать клетки мозга

Кадр из фильма «Бойцовский клуб».
19 марта 2014 года, 18:15

Исследование, проведенное учеными из Penn Medicine, предоставило доказательства того, что хронический недостаток сна не только ухудшает когнитивные функции человека, но и может привести к необратимому повреждению и разрушению нейронов. Результаты исследования были опубликованы накануне в журнале The Journal of Neuroscience.

Многие люди полагают, что хронический недостаток сна можно компенсировать увеличенным временем сна в выходные дни. «Ранее считалось, что после краткосрочного и хронического недостатка сна когнитивные функции полностью восстанавливаются, - отметила Сигрид Визи (Sigrid Veasey), доктор медицинских наук и член Центра сна и нейробиологии. - Однако некоторые исследования с участием людей показали, что концентрация внимания и другие когнитивные функции не могут полностью восстановиться даже спустя три дня полноценного ночного сна, что поднимает вопрос о серьезности нарушений в головном мозге».

В связи с этим ученые решили выяснить, действительно ли хронический недостаток сна может повредить нейроны, является ли такое повреждение обратимым, и какие нейроны при этом задействованы. Для этого исследователи наблюдали мышей в периоды, когда они нормально отдыхали и высыпались, мало бодрствовали и напротив, бодрствовали в течение длительного времени. Лаборатория Визи обнаружила, что в ответ на краткосрочный недостаток сна нейроны, отвечающие за бдительность и когнитивные способности (нейроны области голубого пятна, ГП), активируют белок сиртуин третьего типа (SIRT3), который играет важную роль в производстве энергии митохондриями и защищает нервные клетки от метаболических нарушений.

Однако при переходе животных на длительный период бодрствования и появлении у них хронического недостатка сна активации сиртуина не происходило. Спустя несколько дней такого режима у мышей снизился уровень защитного белка SIRT3 и 25 % нервных клеток их головного мозга погибли. «Это первое сообщение о том, что длительный недостаток сна может фактически привести к гибели нейронов», - сказала профессор Визи.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что митохондрии в нервных клетках, связанных с когнитивными функциями, могут адаптироваться к кратковременному недостатку сна, но они перестают полноценно работать, если человек хронически не высыпается. Тогда, по мнению ученых, повышение уровня сиртуинов может помочь защитить нейроны от хронического недосыпания. Также исследователи акцентируют внимание на важности сна для восстановления обменных процессов в нейронах ГП и других областей мозга для обеспечения их оптимальной работы во время бодрствования.

По словам ученых, степень повреждения нейронов может варьировать в зависимости от образа жизни человека и наличия каких-либо заболеваний, так, например, диабет, высококалорийная пища и и низкая физическая активность также могут способствовать снижению уровня сиртуинов.

В дальнейшем исследователи планируют вызвать в нейронах повышенную выработку сиртуинов, и в том случае, если это защитит клетки от обменных нарушений и повреждений, можно будет заняться разработкой препарата, который поможет миллионам людей, испытывающих недостаток сна, сохранить нервные клетки своего мозга.

Как считают авторы исследования, повреждение нейронов зоны голубого пятна вследствие недостаточности сна потенциально может ускорить развитие уже имеющегося нейродегенеративного заболевания или способствовать его появлению. И, хотя ученым предстоит еще проверить, происходят ли те же самые процессы в организме человека, это исследование является еще одним подтверждением тому, что полноценный сон важнее, чем считалось ранее. «Никто не думал, что мозг может необратимо пострадать из-за недостатка сна, - заметила Визи. - Теперь стало ясно, что это возможно».

• 19.03.2014 20:33

Гость

Да и ежу понятно. По себе вижу, что память ухудшается.
    Только при капитализме не выспишься.

• 19.03.2014 20:56

hellflameeye

Можно сказать проще. Труд сделал из обезьяны человека, недостаток сна загоняет его обратно на пальму.

• 20.03.2014 03:20

Скептик

"Это первое сообщение о том, что длительный недостаток сна может фактически привести к гибели нейронов".
    Не врут, раньше действительно, сколько не депривировали, никогда нарушений на нейронах не находили, мозг не страдал. Клевая висцеральная теория сна была, и тут такой прорыв - мыши дохнут.

• 20.03.2014 12:42

Неонатолог

Так завтра главному врачу и скажу: дежурить по 12 ночных смен не буду, а то мозг страдает в связи с хроническим недосыпом.Представляю что мне ответят. Вот так и живем!

• 20.03.2014 16:15

hellflameeye

Пытка бессонницей считается самой изощренной, она успешно применялась еще в варварских племенах. Происходить это могло по-разному.

Днем принуждали смотреть на солнце, ночью над ухом били в барабан. Или днем запрещали спать, ночью допрашивали. Больше недели мало кто выдерживал.

В средние века пытка применялась также для изгнания демонов из тела виновного.

Чем выше общество подымается в своем развитии, тем изощреннее становятся издевательства:

в Гуантанамо, американском лагере, заключённым не дают спать при помощи музыки очень громкой и продолжительной. Во времена Вьетнамской войны взятых в плен американских лётчиков привязывают или приковывают к стулу и заставляют сидеть без сна сутками, не меняя позы.

• 20.03.2014 16:17

hellflameeye

Влияние полуторасуточного бодрствования на организм.

Людям, работающим в ночную смену, часто приходится вести полуторасуточное бодрствование: не спать ночь и затем еще день. Многие привыкают к такому ритму и отрицательных моментов в этом не предполагают.

Влияет ли не очень изнурительная депривация (лишение) сна на психику и организм в целом? Ответ на это вопрос дал в своих исследованиях Я.И. Левин, избравший объектом изучения именно 36-часовой ритм бодрствования:

35 молодых здоровых людей стали испытуемыми. Наибольшую сонливость они испытывали с 4 до 7 утра, с 13 часов до 16 следующего дня. Вечером, к концу опыта, желание спать было самым слабым.

Все отмечали прилив сил, но желание двигаться отсутствовало. Многие реакции на лишение сна отличались и определялись индивидуальными параметрами человека – уравновешенностью его нервной системы, темпераментом, характером, физической выносливостью.

• 20.03.2014 16:19

hellflameeye

Но у всех были отмечены следующие особенности: снижение мотивационно-побудительного уровня, уменьшение общей активности, ухудшение ассоциативной и кратковременной памяти, увеличение реактивной тревожности.

С другой стороны уменьшилось количество ошибок при выполнении простых и сложных словесных и несловесных заданий.

Анализ биохимических показателей зафиксировал сдвиги в содержании холестерина и общего белка, уменьшился гормональный уровень катехоламина, спутника эмоционального напряжения.

Многие показатели пришли в норму в первую же ночь после завершения эксперимента. Многие, но не все…Восстановительная ночь также проходит аномально: сон длится дольше, увеличена доля глубокого дельта-сна, уменьшено количество движений и пробуждений во сне.

• 20.03.2014 16:20

Таким образом,

депривация сна является сильнейшим стрессом, сопровождаемым биохимическими и психофизиологическими сдвигами.

Главным союзником в борьбе со стрессом выступает дельта-сон. Поэтому после лишения сна, человек в первую очередь впадает именно в эту стадию сна.

Драматично то обстоятельство, что дельта-сон начинает восстановительную работу после того, как необратимые процессы уже произошли.

• 20.03.2014 16:21

hellflameeye

Лишение сна может вызвать следующие проявления:

• Отказ от сна отрицательно влияет на усвоение глюкозы человеческим телом, что может вызвать заболевание сахарным диабетом. Такой вывод сделали исследователи Чикагского университета.
    • Мышечная боль,
    • Снижение остроты зрения,
    • Нарушение цветового восприятия – дальтонизм,
    • Клиническая или острая депрессия,
    • Повышенная сонливость,
    • Снижение способности к мышлению и концентрации внимания,
    • Психоз – потеря чувства реальности и личности,
    • Снижение иммунной защиты,
    • Головокружения, полуобморочное состояние, головные боли,
    • Перевозбуждение, перенапряжение, раздражение, нетерпение,
    • Слуховые и визуальные галлюцинации,
    • Дрожь в конечностях,
    • Осознанные сновидения при погружении в сон,
    • Тошнота,
    • Провалы в памяти,
    • Непроизвольные быстрые движения глазами,
    • Бледность кожных покровов,
    • Заторможенные реакции,
    • Нечеткая и сбивчивая речь,
    • Боли в горле, заложенность носа,
    • Увеличение или потеря веса,
    • Зевота,
    • Помутнение сознания

• 20.03.2014 16:21

• Помутнение сознания – делирий,
    • Симптомы похожие на алкогольное опьянение, паранойя,
    • Нарушение пищеварения, расстройство кишечника, диарея,
    • Повышение артериального давления.

• 20.03.2014 16:55

Врач А.С.

После многих великих открытий про которые я здесь прочитал у меня появляется ощущение,что я снова сижу на Общей Гигиене на лекции и слушаю Юрия Фёдоровича К. Откуда он всё это знал в 80е годы прошлого века?

• 20.03.2014 17:23

Неонатолог

Да, надо все таки менять специализацию, эти дежурства здоровья не прибавит.Спасибо за такие подробные комментарии, хотя мы это и так все знаем.

• 20.03.2014 20:03

hellflameeye

Да я хотел приятное сделать, развлекательное чтение, со ссылками на источник:) Меня так про пытки искренне порадовало))))

• 20.03.2014 20:22

Скептик

Вот прямо противоположное из недавней лекции Пигарёва, главного научного сотрудника Лаборатории обработки сенсорной информации Института проблем передачи информации РАН про то, что нехватка сна на клетки мозга не влияет:

"как обнаружили ученые единственным органом, в котором не отмечалось патологических изменений, оказывался головной мозг."

"Разлаживается механизм терморегуляции: потребляя много пищи, крысы тем не менее мерзнут. Если позволить им самим регулировать температуру воздуха, они доводят ее до 37°С, тогда как обычная для них комфортная температура всего лишь 26°С. Появляются язвы в желудке и кишечнике. Через две – три недели крысы умирали. И вновь тщательное исследование их организма показало, что только головной мозг совершенно не поврежден.

Итак, было показано, что депривация сна отрицательно влияет на внутренние органы брюшной и грудной полости (висцеральные органы), а не на головной мозг. "

• 21.03.2014 06:58

скептику:
    "тщательное исследование" что в себя включало? В приведенной статье изучали сиртуины, например. Если изменения мозга не обнаружены морфологически или на любимом всеми уровне ПОЛ)))), это не значит, что их нет. Сгоревшая микросхема не обязательно будет обуглена.

• 21.03.2014 12:32

Гость

"что только головной мозг совершенно не поврежден."

Ну так то крысы, мозг у них не задействован в умственном труде.
    А то люди, часть которых занимается умственным трудом, а не перекладыванием деталей и тюков.

• 21.03.2014 12:45

Скептик

2hellflameeye Повреждения клеток мозга все-таки неплохо видны при гистологическом исследовании, которое делают лет 100, если не больше. 25% нейронов у них же погибло. Белки - это к возможному механизму гибели, а не к самому факту. Просто любопытно, как это никто гибели клеток мозга не замечал, не замечал, а тут - оппа и 25%! Если вас этот вопрос серьезно занимает, а не только про пытки потрепаться, то гуглите "Основной парадокс состояния сна и его экспериментальное разрешение" и висцеральную теорию сна, можете написать на имейл упоминавшемуся Пигарёву, он вроде доступен для общения.

• 21.03.2014 17:59

пантера

Все понятно с нашими врачами. У них у всех по куче ночных дежурств, а потом, остатками мозгов они еще пытаются лечить днем тех, кого не "вылечили" ночью. Лечиться, короче, надо только в дневных стационарах.

• 23.03.2014 08:46

скептику:
    Спасибо за ссылку. Кстати, помню со студенческих времен, что кафедре нормальной физиологии ВМедА никак не удавалось подтвердить энерготраты при умственном труде. Это был 1993 год, правда...

• 23.03.2014 08:51

пантере:
    Достаточно наивно полагать, что врач дневного стационара не берет дежурства:)

• 23.03.2014 16:41

пантера

-hellflameey
    Наоборот, достаточно наивно полагать, что врачом дневного стационара становятся малообеспеченные дамочки. Врача дневного стационара скорее всего обеспечивает муж, иначе она не пошла бы в дневной стационар на ставочку, а пахала бы как участковая на 2-3 участках + совместительства + дежурства + подработки. А так, как сказала героиня одного фильма:"Ручки чистые, а при случае всю семью вылечить может." Пахать должны мужики, а дамочки, даже медицинские, должны иметь ясные мозги и глазки.

Сможете ли вы увидеть все точки?
Наркозависимые пациенты получат фармацевтический героин на приеме у врача