Стрессовая обстановка в семье укорачивает теломеры у детей

Иллюстрация с сайта baltarlaw.com
8 апреля 2014 года, 11:33

Исследование американских ученых показало, что у детей, живущих в стрессовой домашней обстановке, длина теломер значительно короче в сравнении с детьми из семей с благополучным микроклиматом, стабильным экономическим положением и правильными методами воспитания. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Теломеры представляют собой длинные концевые участки хромосом, которые вместе с ферментом теломеразой защищают хромосомы от разрушения и слияния с другими хромосомами. С каждым делением клетки теломеры укорачиваются на несколько нуклеотидов (то есть происходит концевая недорепликация), что является одним из важнейших факторов биологического старения.

Чтобы выяснить, как стресс в детском возрасте влияет на ДНК, из 2600 образцов ДНК девятилетних мальчиков, принимавших участие в исследовании о влиянии условий в семье на общее развитие ребенка, исследователи из Университета штата Пенсильвания отобрали данные 40 детей, 20 из которых испытали наиболее жесткие меры воспитания и связанный с этим стресс, росли в неблагополучных семьях с низким социальным и экономическим статусом, и 20 детей из благополучных семей со стабильной психологической обстановкой.

Результаты исследования показали, что у детей, живущих в напряженной семейной обстановке, длина теломер оказалась на 40 % короче по сравнению со второй группой детей. Также ученые выяснили, что укорочение теломер может усугубляться при наличии определенных вариаций в генах, отвечающих за производство дофамина и серотонина.

Как отмечают авторы исследования, пока нельзя сказать с полной определенностью, что стресс в ранний период жизни влияет на укорочение теломер, однако, по словам главного автора исследования Даниэля Ноттермана (Daniel Notterman), полученные данные поддерживают эту идею. Теперь ученые планируют расширить свои исследования и изучить обнаруженную взаимосвязь на большой группе людей.

• 08.04.2014 12:28

None

А нестабильное экономическое положение у нас теперь никак не влияет на биологию. Стресс от недоедания или не качественного продукта и тем более нерегулярное питание, думаю, влияет больше, чем психологический микроклимат. Учёные - мдя.

• 08.04.2014 13:47

Старый дохтур

Сорок процентов?! Это как-то очень много. Или ребята ошиблись, или мы всё ещё ничего не понимаем про устройство теломер.

• 08.04.2014 19:09

-атр

Из своего опыта знаю, что дети из неблагополучных (именно в психологическом плане!) семей чаще болеют, имеют проблемы с органами пищеварения (психосоматика), склонны к рецидивированию и хронизации процесса. Психологический стресс однозначно превалирует над стрессом от недоедания! Часто у малообеспеченной, но дружной семьи ребятишки более здоровые и веселые, чем дети из внешне вполне благополучных и обеспеченных семей со сложными внутрисемейными отношениями. Семья - по сути своей то место, где помогут, поддержат, где отдыхает душа после внешних дел и проблем. А какой уж тут отдых и поддержка, если домашние кричат друг на друга и на детей. Внутрисемейные конфликты однозначно приводят к нарушению здоровья детей, и никакими ПК, смартфонами, шоколадом и фруктами дела не решишь!

• 09.04.2014 01:15

Результат, подтверждающий давно известное наблюдение - дети из здоровых семей намного здоровее детей из неблагополучных в психологическом плане семей

• 30.04.2015 12:13

Разговор-то идет о том, что мы " стреесовыми " ситуациями в семье своими руками сокращаем заблаговременно жизнь своим детям. Тогда,когда этого до определенного возраста, по определению не должно быть!!! Вот и "помолодевшие" заболевания детей начинаются отсюда!!!! Очень грустно! Но ведь так понятно!!!???

В ходе эксперимента они продемонстрировали этот эффект на компьютерных трехмерных фигурах