Глаукому предложили считать диабетом головного мозга

Глаз при глаукоме. Иллюстрация с сайта aao.org
14 апреля 2014 года, 18:49

Группа индийских исследователей выдвинула радикально новую гипотезу, объясняющую природу и патогенез глаукомы. Они предположили, что это неизлечимое заболевание является, наряду с другими нейродегенеративными заболеваниями, например, болезнью Альцгеймера, одной из форм диабета головного мозга и предложили считать его «диабетом четвертого типа». Изменение взгляда на биологические механизмы, лежащие в основе болезни, может в итоге открыть путь к разработке методов его профилактики и терапии. Работа опубликована в журнале Medical Hypotheses.

Глаукома – группа хронических глазных заболеваний, характеризующихся нарушением оттока внутриглазной жидкости, что ведет к повышению внутриглазного давления, последующей атрофии глазного нерва и полной слепоте. Глаукома лидирует в мире по распространенности среди болезней, ведущих к потере зрения, и затрагивает, по приблизительным оценкам, порядка 65 миллионов человек. Единые представления о причинах возникновения и механизме развития заболевания,  равно как и эффективные методы его лечения, в настоящее время отсутствуют.

Результаты предыдущих исследований, тем не менее, показали, что глаукома относится к нейродегенеративным заболеваниям, так как в его патогенез вовлечены многие ткани головного мозга. Известно, что в процессе развития болезни происходит невосстановимая потеря ганглионарных клеток (нейронов) сетчатки, отвечающих за передачу визуальной информации через зрительный нерв в мозг, а также клеток латерального коленчатого тела – структуры таламуса, участвующей в обработке сигнала, приходящего от нейронов сетчатки.

В 2012 году две группы ученых, независимо друг от друга, описали корреляцию изменения метаболизма белков инсулинового сигнального пути с образованием амилоидных бляшек в нейронах, доказав тем самым связь между развитием такого нейродегенеративного заболевания, как болезнь Альцгеймера, и устойчивостью клеток мозга к инсулину, что позволило назвать этот тип заболевания диабетом головного мозга и условно отнести его к диабету третьего типа. Эту теорию подтвердили затем положительные результаты применения противодиабетических препаратов на мышиной модели болезни Альцгеймера. Кроме того, результаты некоторых исследований дали основание предполагать наличие связи между болезнью Альцгеймера и глаукомой. В частности, на мышиной модели удалось показать дегенерацию при болезни Альцгеймера двух слоев сетчатки - слоя ганглионарных клеток и сопряженного с ним внутреннего ядерного (зернистого) слоя.

Совокупность этих, а также многих других научных данных заставила ученых из All India Institute of Medical Sciences и Dr. B. R. Ambedkar Centre for Biomedical Research (Нью-Дели, Индия) выдвинуть гипотезу, согласно которой глаукома является еще одной, наряду с болезнью Альцгеймера, разновидностью диабета головного мозга, диабетом четвертого типа. Это означает, что в основе диабета и глаукомы лежат схожие генетические, биохимические и молекулярные механизмы, что предполагает аналогичные подходы к их терапии.

«Наше предположение ведет к новому взгляду на ранее не принимавшиеся во внимание некоторые важные аспекты, связанные с глаукомой, - делают вывод авторы. – Кроме того, такая гипотеза предполагает появление альтернативной классификации диабета как панкреатического и церебрального, что, в свою очередь, резко расширяет и углубляет понимание природы и патогенеза обоих заболеваний».

• 16.04.2014 08:07

Mary

А как тогда быть с посттравматической глаукомой?

• 22.06.2014 14:50