Для лечения облысения успешно применили препарат от болезни костного мозга

Изображение с сайта novartisoncology.com
18 августа 2014 года, 15:03

Исследователям из Медицинского центра при Колумбийском университете (CUMC) впервые удалось определить тип иммунных клеток, атакующих клетки волосяных фолликулов при очаговой аллопеции – аутоиммунном заболевании, сопровождающемся облысением. Благодаря своему открытию авторы успешно применили для полного восстановления потери волос у первых трех пациентов препарат, изначально предназначенный для лечения заболевания костного мозга. Работа опубликована в журнале Nature Medicine.

Очаговая (гнездная) аллопеция – выпадение волос вследствие повреждения клеток корневой системы Т-клетками иммунной защиты, проявляющееся в виде одного или нескольких очагов облысения. Известно о существовании генетической предрасположенности к очаговой аллопеции. Из-за недостаточного понимания молекулярного механизма, лежащего в основе развития болезни, прицельных средств терапии, обеспечивающих полное излечение, до сих пор разработано не было.

Четыре года тому назад группа сотрудников отделения дерматологии и генетики развития CUMC под руководством профессора Энджелы Кристиано (Angela M. Christiano) в результате полногеномного исследования более тысячи пациентов с очаговой аллопецией установила, что роль «спускового крючка», заставляющего Т-клетки атаковать клетки волосяных фолликулов, играет активация естественных рецепторов цитотоксичности (NKG2D) специфическими белками (лигандами) на их поверхности. Однако какой именно тип Т-киллеров задействован в этом процессе, оставалось неясным.

На этот раз группе Кристиано, в ходе работы на мышиной модели заболевания, удалось выяснить, что в данном случае идет речь о цитотоксических эффекторных Т-клетках памяти CD8+NKG2D+, формирующих вторичный иммунный ответ. Это открытие позволило исследователям предположить, что применение препаратов, относящихся к классу селективных ингибиторов (блокаторов) ферментов янус-киназ (JAK-киназ), играющих важную роль в активации воспалительных процессов, может эффективно прервать выявленный каскад иммунных реакций.

Авторы испытали на мышах с очаговой аллопецией два вида таких препаратов, недавно одобренных к применению Управлением по продуктам и лекарствам США (FDA). Одно из них, тофацитиниб (tofacitinib), используется в качестве средства терапии другого аутоиммунного заболевания, ревматоидного артрита. Другое – руксолитиниб (ruxolitinib) – применяется при лечении миелофиброза, заболевания костного мозга. Опыты показали, что у животных с очень выраженными проявлениями заболевания оба препарата полностью восстановили волосяной покров за 12 недель. При этом эффект действия JAK-ингибиторов оказался долгосрочным – выросшая у мышей новая шерсть не выпала и спустя несколько месяцев после завершения терапии.

Базируясь на полученных результатах, авторы провели небольшое клиническое испытание применения руксолитиниба (торговое наименование Jakavi или Jakafi производства Novartis) на трех пациентах, у которых из-за очаговой аллопеции наблюдалась более чем 30-процентная потеря волос на голове. У всех участников за четыре-пять месяцев приема руксолитиниба утраченный волосяной покров полностью восстановился. Существенных негативных эффектов для здоровья пациентов зафиксировано не было. В настоящее время ученые планируют продолжить и расширить клинические испытания ингибиторов JAK-киназ в качестве средства терапии очаговой аллопеции.

Фотографии, демонстрирующие эффект применения руксолитиниба. Фото авторов

Стоит отметить, что в июне этого года дерматологи Школы медицины Йельского университета сообщили об успешном клиническом опыте применения при аллопеции тофацитиниба (торговое наименование Xeljanz производства Pfizer). Препарат полностью восстановил волосяной покров на голове, лице и теле пациента.

Мягкая помощь ленивому кишечнику
Современная медицина может эффективно и безопасно избавить от запоров в любом возрасте. Главное — правильно подобрать лечение.
Читать статью полностью

• 18.08.2014 22:50

Вера

Вообще-то руксолитиниб предназначен для лечения миелофиброза. Есть инструкции, можно заглянуть. Препарат зарегистрирован в России.
    При чем тут " рак костного мозга"?! Такого диагноза не существует в медицине.

• 18.08.2014 22:53

Полезно

Читать оригинал. ТРИ пациента. Речь идет о "возможной полезности" данного препарата. Смешно читать русскую статейку.

Российские ученые разработали принципиально новый метод диагностики аномалий развития сперматозоидов