Найдены защищающие от пищевой аллергии кишечные бактерии

Бактерии Clostridium difficile. Изображение с сайта bionews-tx.com
26 августа 2014 года, 15:23

Присутствие в составе кишечной микрофлоры условно-патогенных бактерий рода Clostridia защищает от пищевых аллергий, выяснили исследователи из Чикагского университета в ходе экспериментов на мышах. Запуская реакцию иммунного ответа, препятствующую поступлению аллергенов в кровоток, клостридии минимизируют их воздействие и предотвращают сенсибилизацию – ключевой этап в развитии пищевых аллергий. Сделанное открытие, чьи результаты опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, говорит о возможности превентивной пробиотической терапии острых аллергических реакций на продукты питания.

Причины возникновения пищевой аллергии – в некоторых случаях приводящего к летальному исходу неадекватного иммунного ответа организма на некоторые виды пищи – неизвестны. В то же время, результаты предыдущих исследований заставляют предположить, что существенное влияние на значительный рост в последние годы распространенности пищевых аллергий в развитых странах, в особенности среди детей (так, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), этот показатель с 1997 по 2007 год вырос на 18 процентов), оказывают нарушающие нормальный состав микрофлоры кишечника гигиенические и диетические привычки, а также широкое применение антимикробных препаратов.

«Такие факторы окружающей среды, как неоправданное назначение антибиотиков, жирная пища, распространенность кесарева сечения, недостаточный контакт с обычными патогенами, искусственное вскармливание – все они влияют на состав бактериального сообщества, присутствующий в кишечнике, - отметила ведущий автор работы Кэтрин Наглер (Cathryn Nagler). – Полученные нами результаты заставляют предположить, что последствием такого развития событий является повышенная подверженность пищевым аллергиям».

Наглер и ее коллеги, в целях изучения влияния кишечных бактерий на выраженность реакции иммунной системы на пищу, подвергали выращенных в стерильных условиях мышей, у которых полностью отсутствовали резидентные микроорганизмы, и мышей, подвергшихся сразу после рождения антибиотикотерапии, воздействию арахисового аллергена. Организмы обеих групп животных продемонстрировали сильнейшую ответную иммунную реакцию, продуцируя значительно более высокие уровни антител к аллергену, чем мыши с нормальной микрофлорой кишечника.

Эксперименты показали, что уровень сенсибилизации (повышения реактивной чувствительности организма к чужеродным агентам) снижается при внесении в кишечную микрофлору животных условно-патогенных бактерий рода Clostridia. Эти микроорганизмы обычно входят в состав нормальной флоры желудочно-кишечного тракта, некоторые из них, при определенных условиях, вырабатывают наиболее сильные из известных ядов – ботулотоксин, тетаноспазмин и другие. Как установили исследователи, возвращение в состав микрофлоры мышей кишечных бактерий, принадлежащих к другому распространенному роду, Bacteroides, эффекта, аналогичного внесению клостридий, не вызывало, что заставило предположить уникальную защитную роль последних при пищевых аллергиях.

Для выявления биологического механизма, лежащего в основе такого феномена, Наглер и ее коллеги провели генетический анализ иммунной реакции на присутствие клостридий в кишечнике на клеточном и молекулярном уровне. Анализ показал, что бактерии заставляют местные иммунные клетки синтезировать высокие уровни интерлейкина 22 (IL-22), сигнальной молекулы, снижающей проницаемость слизистой оболочки кишечника. Эксперименты на мышах, подвергшихся сразу после рождения антибиотикотерапии, продемонстрировали, что искусственное введение IL-22, равно как и заселение кишечника клостридиями, снижает уровень присутствия антител к арахисовому аллергену в крови животных. В то же время этот показатель резко возрос при нейтрализации IL-22, что доказывает, сделали вывод исследователи, защитную роль этого белка межклеточного взаимодействия, предотвращающего поступление аллергена в кровоток.

Основываясь на полученных результатах, Наглер и ее коллеги в настоящее время работают над разработкой и тестированием включающих клостридии пробиотических композиций, которые можно было бы использовать для профилактической терапии пищевой аллергии.

Волокно из полиэтилена и графита передает оптические, химические, электрические сигналы одновременно
Почему не появляются новые лекарства от психиатрических заболеваний, они ведь нам так нужны.
Несколько исследований проливают свет на то, как именно вирус влияет на развитие плода