Ученые впервые вырастили мини-желудок из стволовых клеток

Фрагмент желудочного органоида. Изображение Kyle McCracken / Cincinnati Children’s Hospital Medical Center
31 октября 2014 года, 12:04

Ученые из Медицинского центра при детской больнице в Цинциннати в штате Огайо, США впервые сумели вырастить из стволовых клеток человеческий желудок. Работа исследователей опубликована в журнале Nature, ее краткое изложение приводит портал Science Daily.

Специалисты работали с так называемыми плюрипотентными стволовыми клетками, которые могут превращаться в любые клетки человеческого организма. In vivo этот процесс запускается в результате сложного взаимодействия множества факторов, например, различных сигнальных молекул. Сегодня исследователи научились воспроизводить несколько комбинаций факторов, которые заставляют плюрипотентные клетки превращаться в некоторые типы клеток.

Полноценный орган можно получить только в том случае, если клетки правильным образом сорганизуются в трехмерную структуру. Для того чтобы понять, как это происходит, авторы новой работы в течение двух лет анализировали литературные данные об эмбриональном развитии пищеварительного тракта. Затем ученые воспроизводили нужные процессы в лаборатории, изменяя некоторые стадии. В результате исследователи за месяц вырастили мини-желудки диаметром около трех миллиметров. Авторы назвали их желудочными органоидами.

Выращенные в чашке Петри органоиды по структуре напоминают настоящий желудок, например, у них есть характерные складки. Тем не менее, это не точная копия, так как у "мини-органа" отсутствуют некоторые отделы. Однако и в таком "урезанном" виде органоиды можно использовать для изучения различных болезней пищеварительного тракта. Используя органоиды в качестве модели, авторы работы исследовали, как именно бактерии Helicobacter pylori, вызывающие язву желудка, нарушают его работу.

Ранее другая группа исследователей из того же Медицинского центра сообщили о создании сразу нескольких функциональных органоидов пищеварительного тракта. После того, как ученые подсадили органоиды мышам, из них сформировались полноценные ткани соответствующих органов.

Оно работает без остановки, пытается справиться с нашей беготней и стрессами и с годами устает