У долгожителей вместо «гена долголетия» нашли вредные привычки

Фото одной из долгожительниц. Иллюстрация с сайта supercentenarian-research-foundation.org.
13 ноября 2014 года, 15:25

Американские ученые полностью секвенировали геном 17 самых старых людей в мире, чтобы изучить генетическую природу долгожительства. Однако, как показали результаты исследования, опубликованные в журнале PLoS One, обнаружить какие-либо генетические особенности, которые могли нести за это ответственность, им не удалось.

Эти данные противоречат с предыдущими исследованиями, которые обнаружили у долгожителей необычные вариации генов. Однако их не удалось обнаружить у тех людей, чьи геномы рассматривались в данном исследовании. В новом исследовании, проведенным Стэнфордским университетом, приняли участие 16 женщин и один мужчина в возрасте от 110 до 116 лет. Пятнадцать человек из этой группы были белыми, еще двое принадлежали к афро- и латиноамериканцам. Ни один из участников не страдал распространенными в пожилом возрасте сердечно-сосудистыми заболеваниями или сахарным диабетом; лишь у одного исследованного был диагностирован рак, и еще у одной женщины - болезнь Альцгеймера.

Никто из них не отличался приверженностью к здоровому образу жизни или к здоровому питанию. Напротив, около половины испытуемых были курильщиками, а у одной из долгожительниц была обнаружена вариация гена, связанная с повышенной склонностью к нарушению сердечного ритма (однако мутация в жизни так и не проявилась). При этом многие из них оставались в старости физически и когнитивно активными: например, один из них оставался практикующим врачом до 103 лет, а другой водил машину до 107 лет.

Изначально ученые предположили, что люди, живущие больше 110 лет, могут иметь редкие мутации, однако результаты не выявили у них каких-либо генетических отличий от генома других людей.«Мы не смогли найти редких вариаций генов, связанных с долголетием, равно как и не увидели каких-то общих привычек у всех испытуемых», – подытожил главный автор исследования Хинко Гирман (Hinco Gierman). Тем не менее, исследователи высказали предположение, что долголетие кроется не в самих генах, а в их активности. Поэтому загадку этого феномена еще предстоит раскрыть.

• 13.11.2014 16:13

Аркадий Герасимов

«Широкомасштабное статистическое исследование долгожительства показало, что все долгожители придерживались спокойной и уверенной жизнеутверждающей позиции» (Франкл, 1990). По-видимому, они не подвергались значительным испытаниям Высшим Я.

• 13.11.2014 23:11

Долгожительство - дело случая и эпигенетического наследования.

В Великобритании пациенту пересадили обе руки