Против супермикробов найден суперантибиотик

Метициллин-резистентный стафилококк (MRSA), культивированный в чашке Петри. Иллюстрация с сайта gydapogu.htw.pl.
12 января 2015 года, 12:28

Используя революционную методику, международная группа ученых обнаружила новый класс антибиотиков. Как сообщается в январском номере журнале Nature, антибиотик теиксобактин уничтожает широкий спектр грамположительных бактерий, устойчивых к действию других антибиотиков.

В прошлом году ВОЗ опубликовала доклад, данные которого указывают на вступление мира в пост-антибиотиковую эру, когда из-за растущей антибиотикоустойчивости обычные инфекции снова могут приводить к летальному исходу. В декабре 2013 года премьер-министр Великобритании сообщил, что к 2050 году неспособность справиться с лекарственно-устойчивыми инфекциями может обойтись мировой экономике в 100 триллионов долларов.

В поисках новых антимикробных соединений исследователи из Северо-Восточного университета в Бостоне совместно с коллегами из Боннского университета в Германии сосредоточились на  изучении почвенных бактерий. С помощью устройства iChip, позволяющего выращивать бактерии в естественных условиях почвы, микробиологи разработали инновационную методику культивирования редких видов подземной микрофлоры, 99 процентов которых ранее не могли быть выращены в лабораторных условиях.

Благодаря этой технологии было исследовано около 10 тысяч штаммов почвенных бактерий. В результате было обнаружено 25 новых веществ, чье действие исследователи проверили на антибиотикоустойчивых бактериях (супермикробах) - золотистом стафилококке (Staphylococcus aureus) и пневмококке (Streptococcus pneumoniae). В ходе исследований ученые обнаружили грамотрицательноую бактерию Elephtheria terrae, которая производит антибиотик, названный ими теиксобактином. Теоксобактин поражает не структурные белки других микроорганизмов, а компоненты их  клеточных стенок (предшественника пептидогликана и тейхоевой кислоты).

В перспективе новый антибиотик может стать мощным оружием в борьбе с антибиотикорезистентными инфекциями, так как он подавляет саму возможность бактерий строить свою клеточную оболочку, что сильно затрудняет их способность развивать устойчивость к препаратам на основе теиксобактина. По словам авторов исследования, клинические испытания перспективного антибиотика могут начаться в ближайшие два года. Однако необходимо учитывать, теиксобактин не будет действовать в отношении грамотрицательных микроорганизмов, имеющих внешнюю мембрану, например, против синегнойной палочки (Pseudomonas aeruginosa) и клебсиэлл.