Обнаружен нейронный механизм, ответственный за распад жиров

Жировые клетки. Фото: Spectral-Design/Shutterstock.com
5 октября 2015 года, 12:38
Читать еще: метаболизм

Вес контролируется гормоном жировой ткани лептином, который воздействует на головной мозг и принимает участие в регуляции потребления пищи и обмена веществ. Однако обратный путь сигнала от мозга к жировой ткани не был ясен.

Ученые обнаружили, как меняется обмен веществ и количество съеденной пищи в ответ на напряжение. Оказалось, что жировая ткань посылает сигналы в мозг о регуляции метаболизма и о том, как организм справляется со стрессом. Это же может повлиять и на количество поглощаемой пищи.

Сейчас ученые под руководством Аны Домингос (Ana Domingos) из португальского научного института Гюльбенкяна (Instituto Gulbenkian de Ciência) показали, что жировая ткань иннервируется, и для распада жиров достаточно прямой стимуляции нейронов в жировой ткани.

«Мы изучили нервные волокна из жировой ткани мыши и, используя молекулярные маркеры, выяснили, что это симпатические нейроны. – рассказывает Ана Домингос. – С помощью ультрачувствительного метода визуализации неповрежденной белой жировой ткани живой мыши мы показали, что жировые клетки могут быть инкапсулированы окончаниями этих нейронов».

Потом исследователи прибегли к оптогенетике и обнаружили на генетически модифицированных мышах, что активация симпатических нейронов синим cветом ведет к расщеплению жиров и жировой массы. Локальная активация этих нервных клеток вызывает высвобождение норадреналина, который запускает каскад сигналов, оканчивающихся гидролизом жиров. Без этих нейронов лептин не может влиять на процесс.

Результаты исследования могут привести к разработке лечения резистентности к лептину на уровне центральной нервной системы.

A breakthrough study shows that fat tissue is innervated and that direct stimulation of neurons in fat is sufficient to induce fat breakdown. These results set up the stage for developing novel anti-obesity therapies.

Science Daily