Мутации гена BRCA1 связаны не только с раком молочной железы, но и с болезнью Альцгеймера

Фото: Kjpargeter/Shutterstock.com
1 декабря 2015 года, 13:03

В онкологии широко используются диагностические тесты, позволяющие обнаружить мутации в гене BRCA1 и определить риск развития рака молочной железы и рака яичников.

Ученые из Института Гладстона (Gladstone Institutes) выяснили, что изменение концентрации белка BRCA1 также влияет на память и способности к обучению. У пациентов с болезнью Альцгеймера концентрация белка в клетках головного мозга уменьшается. Исследователи предполагают, что именно это приводит к развитию когнитивных нарушений, возникающих у таких больных.

Группа ученых из Калифорнийского университета выяснила, с чем связано так называемое «проклятие Ярумаля». В этом городе, расположенном на севере Колумбии, обнаружена крупнейшая в мире популяция людей, страдающая болезнью Альцгеймера. Причины этого явления до последнего времени были неясны.

Известно, что продукт гена BRCA1 участвует в процессе репарации ДНК в клетках. Мутации этого гена приводят к накоплению повреждений ДНК, что в конечном счете ведет к развитию рака.

Леннарт Мюке (Lennart Mucke) и его коллеги показали, что мутации гена BRCA1 также влияют и на нейроны. Авторы провели эксперимент на мышах, у которых был снижен уровень экспрессии BRCA1 в нейронах. У грызунов были диагностированы признаки, характерные для болезни Альцгеймера.

Исследователи также изучали ткани головного мозга умерших пациентов, страдавших этим заболеванием. Они обнаружены, что уровень нейронального BRCA1 был снижен на 65-75%, чем в тканях головного мозга здоровых людей.

Известно, что у пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, в головном мозге накапливается бета-амилоид. Впрочем, до сих пор неясно, является ли формирование амилоидных бляшек основной причиной деменции. Ученые предполагают, что накопление бета-амилоида может приводить к снижению концентрации BRCA1.

Researchers found an intriguing link between BRCA1, a protein that when mutated can increase the risk of breast cancer, and Alzheimer’s

TIME

Отсутствие системы, территориальная привязка, страх врачей — в итоге морфий получает 22% нуждающихся
Исследователи Кембриджского университета попробуют заразить больных глиобластомой мышей вирусом Зика
22 и 23 мая – дни диагностики меланомы, когда проверить подозрительные родинки можно бесплатно
Что не так с набором в международную онкологическую ординатуру в Питере
Исследовательница из Калифорнии пытается научить человека сосуществовать с микробами и не умирать
Книга американского врача рассказывает о том, что лишения укорачивают жизнь.