Изучение генома африканской рыбы даст ключ к пониманию контроля старения

Нотобранх Фурцера. Фото: Hristo Hristov/Rainbowfish.info
10 декабря 2015 года, 18:35
Читать еще: старение

Нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri) – небольшая рыбка, обитающая в  Мозамбике и Зимбабве. Половая зрелость наступает у нотобранхов уже в 3 недели, а общая продолжительность жизни составляет всего пару месяцев. У стареющих рыб наблюдаются характерные признаки – ослабление окраски чешуи, образование опухолей.

Исследователи готовятся к проведению клинических испытаний первого в мире лекарства от старения. Ученые уже показали, что метформин, использующийся для лечения диабета, способен продлить жизнь животных. Сперва препарат был протестирован на нематодах – продолжительность жизни червей увеличилась, а процесс старения замедлился. Принимавшие метформин мыши, жили дольше примерно на 40%, а их кости стали прочнее.

Эти водные обитатели все чаще становятся объектами изучения исследователей, занимающихся процессами старения. Те, эксперименты, которые при проведении на мышах или приматах, длятся несколько лет или даже десятилетий, на нотобранхах можно провести всего за несколько месяцев. В то же время рыбы являются гораздо более близкими организмами к человеку, чем дрозофилы и нематоды, используемые в экспериментах.

Дарио Валенцано (Dario Valenzano) из немецкого Института биологии старения (Max Planck Institute for Biology of Ageing) и его коллеги просеквенировали геном рыбки и обнаружили  в нем вариации генов, связанных с процессами репарации ДНК и старения.

Так, они показали, что у рыб дикого типа и выведенной в лаборатории короткоживущей линии, в геноме присутствовали различные вариации гена IGF1R. Он был также обнаружен у животных, известных большой продолжительностью жизни – гренландских китов и голых землекопов. Авторы не исключают того, что именно этот ген играет ключевую роль в процессе контроля старения.

Исследовательская группа из Стенфордского университета также проводит эксперименты на нотобранхах Фурцера. С помощью направленного редактирования генома ученые планируют «выключить»  ряд генов, чтобы подтвердить, действительно ли они участвуют в контроле процесса старении.

Turquoise killifish genomes help to explain their 'live fast, die young' lifestyle.

Nature

• 10.12.2015 19:51

Вольтер

• 11.12.2015 15:48

Konstantin

@Вольтер
    Прогресс не остановить, что бы там не говорили мракобесы.

• 11.12.2015 21:36

Некто

Вообще- то в русском языке слово "контроль" означает "наблюдение", в отличие от похожего английского глагола control (управление, регулирование). В связи с этим заголовок бессмысленный. Наблюдать за старением можно и без изучения генома. Стоило бы в русскоязычном ресурсе писать по- русски, а не использовать "кальки" с английского!

• 13.12.2015 06:00

Чукигек

Убийственный прогресс!

• 13.12.2015 11:16

Гарвей

Потомки обезьяны уничтожат живой мир на земле!

• 13.12.2015 11:20

Цицерон

Наукобесы!

• 05.01.2016 13:51

MedPortal

"Пустые хлопоты! Природу не обманете! Потомки обезьяны не умнее Бога, Природы, если хотите!",
    "Потомки обезьяны уничтожат живой мир на земле!",
    "Наукобесы!" - шизофренические бредни психически больных пациентов и недалеких людей.

Они развивают зоны мозга, отвечающие за внимание и концентрацию, но и вызывают зависимость