В Трансильвании нашли останки динозавра, страдавшего человеческой болезнью

Telmatosaurus transsylvanicus. Фото: Mihai D. Dumbrava
6 июля 2016 года, 17:30

Группа ученых из Румынии, США и Великобритании, занимавшихся раскопками в Румынии и Венгрии, обнаружила на территории нынешней Трансильвании останки травоядного утконосого динозавра, который при жизни страдал от амелобластомы, доброкачественной опухоли, локализованной в районе челюсти. Опознать амелобластому в наросте на лицевой части головы животного специалисты смогли с помощью компьютерной томографии и 3D-сканирования.

Группа ученых из Университета Северной Каролины (North Carolina State University) выяснила, что структуры, обнаруженные ими при изучении ископаемых останков гадрозавра, возраст которых не менее 80 миллионов лет, являются кровеносными сосудами. Ранее высказывались предположения, что это бактериальные биопленки или другие артефакты.

Ранее местность, где был найден динозавр, была островом под названием Хацег. На нем водились карликовые динозавры, огромные птеродактили и хищные мини-драконы балауры. Больной ящер принадлежал к роду гадрозавров, Telmatosaurus transsylvanicus. Костное образование на левой стороне его челюсти, по мнению ученых, не мешало ему жевать пищу и не создавало дискомфорта, но могло привлекать внимание хищников, так как было достаточно большим, чтобы отличать эту конкретную особь от остальных. Возможно, именно это в конечном итоге привело к смерти найденного ящера, однако точную причину специалисты пока не установили.

До этого момента подобных опухолей у динозавров не находили, хотя об иных дефектах костной ткани и прочих патологиях были упоминания в научной литературе, и все эти патологии были найдены именно у вида гадрозавров. Палеонтологи заключили, что генетическое вырождение стало следствием изоляции животных на острове.

Ученые отметили, что амелобластомы встречаются в основном у человека и других млекопитающих. Среди ныне существующих рептилий этот вид опухоли был найден лишь однажды — у крысиного полоза (Elaphe obsoleta obsoleta). Научная группа высказала мнение, что, возможно, у людей и древних ящеров больше общих черт, чем предполагалось ранее.

Despite documentation of various types of neoplastic pathologies encountered in the vertebrate fossil record, no ameloblastic tumours have been recognised so far. Ameloblastoma is a benign neoplasic tumour with a strong preponderance for the mandible. Here, we report for the first time the presence of an ameloblastoma neoplasm in the lower jaw of a specimen referred to the derived non-hadrosaurid hadrosauroid dinosaur Telmatosaurus transsylvanicus from the uppermost Cretaceous of the Haeg Basin in Romania.

Nature

• 08.07.2016 21:13

Борис Ларионов

Доброкачественные опухоли у динозавров не человеческие, наоборот такие опухоли встречаются у современных птиц - наследниц динозавров.

Власти в очередной раз продемонстрировали рецепт решения всех проблем: дозвониться президенту