Трансгенные мыши обнаружат взрывчатку по запаху

Фото: Schankz/Shutterstock.com
8 июля 2016 года, 13:00
Читать еще: диагностика

Исследователи из Университета Нью-Йорка (City University of New York) смогли вывести мышей, способных по запаху обнаруживать взрывчатку. Для создания суперчувствительных грызунов авторы применили генетическую инженерию, модифицировав с ее помощью обонятельные рецепторы. Создатели считают, что таких мышей можно использовать не только для обнаружения бомб, но и для диагностики некоторых заболеваний, например, болезни Паркинсона.

Пол Фейнштейн (Paul Feinstein) и его коллеги ввели в мышиный геном несколько копий гена, кодирующего обонятельный рецептор. Это привело к тому, что обоняние у мышей стало более совершенным – количество нейронов, на поверхности которых экспрессировался этот рецептор, увеличилось. Другая группа ученых смогла заменить обонятельный рецептор мыши на человеческий и сравнить, как они функционируют.

Суперчувствительных мышей обучали избегать неприятные запахи: они были способны улавливать такие запахи гораздо в меньшей концентрации, чем животные, чей геном не был модифицирован.

Исследователи уже организовали компанию MouSensor и получили финансирование от Министерства обороны США. Теперь они планируют вывести крыс, способных обнаруживать взрывчатку и находить мины. Животных также можно будет использовать для диагностики – известно, что ряд заболеваний, среди которых болезнь Паркинсона, некоторые формы рака и диабет, связаны с изменением запаха и могут быть выявлены таким образом.

Кроме того, для обнаружения взрывчатых веществ, ВМС США предполагает использовать и саранчу. Известно, что эти насекомые также обладают отличным обонянием. Они способны проникать в труднодоступные места и быстро обнаруживать взрывчатку.

Для того, чтобы управлять  саранчой, исследователи планируют вживлять в тело саранчи миниатюрные электроды, способные передавать информацию об обнаруженных запахах.  Для внедрения электродов ученым придется провести несложную хирургическую операцию. На крылья насекомого нанесут татуировки, необходимые для управления полетом саранчи с помощью лазерного луча. Все это позволит саранче «сообщать» об угрозе взрыва.

Researchers at Hunter College, part of the City University of New York, have created super-sniffer mice that have an increased ability to detect a specific odor.

Phys.org