Древние люди питались носорогами и верблюдами

Фото: Sites.google.com
13 августа 2016 года, 15:00

Археологи, проводившие раскопки в Иордании, недалеко от города Азрак, сделали открытие, пролившее свет на то, чем питались предки людей 250 тысяч лет назад. На извлеченных из земли каменных инструментах сохранились самые на данный момент древние в мире остатки животных белков. Поскольку такие инструменты использовались для охоты и дальнейшей обработки туш, ученые сделали вывод, что жившие в этой местности гоминиды употребляли в пищу животных таких видов. Статью о своем открытии научная группа опубликовала в Journal of Archaeological Science.

В Мексике археологи из Национального института антропологии и истории (The National Anthropology and History Institute) в процессе раскопок у города Теотиуакан нашли скелет аристократки, у которой вместо одного из зубов нижней челюсти был протез. Ее череп был деформирован механическим образом — сильно удлинен.

250 тысяч лет назад рядом с Азраком в пустыне располагался оазис. Постоянно питаемый источниками, он не высыхал, и поэтому предки современных людей жили там на протяжении около 300 тысяч лет. Сейчас это место представляет огромную ценность для археологов и палеонтологов. Из одного из пластов исследователи извлекли около 10 тысяч единиц различных инструментов, 7 тысяч из которых научная группа осмотрела в деталях. Из этого количества было выбрано 44 инструмента, которые, по мнению ученых, использовались минимально — они были наименее гладкие и на них было меньше всего микротрещин, также с большой вероятностью их не споласкивали после использования. Эти инструменты подверглись иммунохимическому анализу.

Остатки животного белка по итогам анализа присутствовали на 17 инструментах. Сравнив их с образцами тканей современных животных, имевшимися в наличии, исследователи выявили, что древние белки принадлежали 5 видам животных: верблюдам, носорогам, предкам современных быков, лошадям и уткам. Причем, судя по другим находкам, утки были дикими, так как признаков одомашнивания этих птиц ученые в бывшем оазисе не нашли. Они предположили, что древние люди охотились на уток по ночам, когда те сидели в гнездах.

Разброс в размерах животных, остатки белков которых были найдены на инструментах, означает, что предки людей умели адаптироваться к окружающей среде достаточно хорошо, чтобы быть способными охотиться и на массивных животных (носорогов), и на диких птиц (уток), избирая различные стратегии поведения в разных ситуациях. Разнообразие инструментов позволяет предположить, что их владельцы занимались и охотой, и собирательством, и, возможно, у них уже существовало разделение труда. Дальнейшее изучение находок поможет понять, как жили древние люди в этом регионе и, возможно, каким образом их потомки затем распространились по всей Евразии.

Excavations at Shishan Marsh, a former desert oasis in Azraq, northeast Jordan, reveal a unique ecosystem and provide direct family-specific protein residue evidence of hominin adaptations in an increasingly arid environment approximately 250,000 years ago. Based on lithic, faunal, paleoenvir￾onmental and protein residue data, we conclude that Late Pleistocene hominins were able to subsist in extreme arid environments through a reliance on surprisingly human-like adaptations including a broadened subsistence base, modified tool kit and strategies for predator avoidance and carcass protection