Как недостаток сна ухудшает память?

Фото: Google Images
25 августа 2016 года, 10:00

В совместном исследовании ученые из Университета Гронингена (University of Groningen) в Нидерландах и Пенсильванского университета Гронингена (University of Pennsylvania) в США выяснили, каким образом происходит потеря памяти при недостатке сна. Они впервые провели исследование на мышах, которое показало, что пятичасовой недостаток сна ведет к потере сигналов между нейронами гиппокампа, области мозга, отвечающей за обучение и память.

Кофе давно считается панацеей для тех, кто не высыпается — всего одна кружка, и человек уже готов к новым свершениям. Однако новое исследование показало, что при серьезной нехватке сна кофеин не работает — люди, которые мало спят в течение нескольких суток подряд, вряд ли смогут взбодриться с помощью горячего напитка.

Один из авторов научной работы, Роберт Хавекес (Robbert Havekes) пояснил: «Очевидно, что сон играет важную роль в функционировании памяти. Короткий сон помогает сохранить важные воспоминания. Однако гораздо менее ясно. как именно недостаток сна влияет на соответствующие функции гиппокампа». Ученые предположили, что дело может быть в синапсах — структурах, позволяющих нейронам передавать сигналы между собой. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи изучили, какой эффект оказывает кратковременный недостаток сна на дендриты в мышином мозге.

Сперва научные сотрудники использовали метод Гольджи, чтобы оценить длину дендритов и количество шипиков на них — это наросты, с помощью которых создаются синаптические соединения, передающие нервные импульсы. Обнаружилось, что если организму мыши не хватало 5 часов сна, то в регионе гиппокампа Ca1 числовые выражения обоих этих параметров существенно сокращались — дендриты были короче, наростов на них было меньше. Затем ученые провели еще один эксперимент, позволив мышам отоспаться в течение трех часов — этот промежуток времени был выбран по итогам предыдущих исследования, которые показали, что его достаточно для восстановления функций мозга. Действительно, в итоге дендритная структура мозга таких мышей была аналогична структуре мозга других мышей, опыты с которыми не проводились.

На следующей стадии Роберт Хавекес и его коллеги исследовали, как недостаток сна выглядит на молекулярном уровне. Они выяснили, что за изменение дендритной структуры несет ответственность белок кофилин, уменьшающий или ведущий к полному уничтожению дендритных шипиков. Дальнейшие изыскания показали, что при блокировке этого белка в мозге мышей с недостатком сна все негативные эффекты нивелировались.

Ученые резюмировали, что теперь есть понимание, как работает механизм потери памяти при недостатке сна, а также — как этого избежать. Они подчеркнули, что открытие особенно важно в наше время, когда общество активно 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Researchers from the Universities of Groningen (Netherlands) and Pennsylvania have discovered a piece in the puzzle of how sleep deprivation negatively affects memory. For the first time, a study in mice, to be published in the journal eLife, shows that five hours of sleep deprivation leads to a loss of connectivity between neurons in the hippocampus, a region of the brain associated with learning and memory.

Medical Xpress

Южноафриканские ученые выяснили, что основной путь возникновения ШЛУ ТБ - прямая передача
Прежде чем пройти через уникальную операцию, его мать более 10 лет лечилась от бесплодия
Новые инициативы по импортозамещению в сфере производства и закупок лекарств напугали даже ФАС
Как молодой козопас из Оверни научился спасать людей, не разрезая им промежность
Что происходит с птичьим гриппом и надо ли бояться новой «чумы»
Прав ли классик, утверждая, что все, что нас не убивает, делает нас сильнее?