Предложен тест для быстрой диагностики туберкулеза

Фото: Cnn.com
26 августа 2016 года, 17:30
Читать еще: туберкулез

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения около 10 миллионов человек ежегодно заражаются туберкулезом. Возбудителем заболевания является микроорганизм Mycobacterium tuberculosis. Для диагностики заболевания назначают рентгенографическое обследование легких, а также исследование мокроты. Впрочем, такой подход доступен не везде – во многих развивающихся странах применяется микроскопическое исследование мазка, окрашенного по методу Циля-Нельсона. Другой же не слишком надежный метод – проба Манту. Оба этих метода дают ложно-положительные результаты и не слишком удобны в применении.

Бельгийская некоммерческая организация APOPO с 2008 года использует гигантских сумчатых крыс для диагностики туберкулеза в Африке. Сперва такой проект был запущен в Танзании, а несколькими годами позже – в Мозамбике.

Исследователи из Стэнфордского университета (Stanford University) совместно с учеными из Университета Витватерсранда (University of the Witwatersrand), расположенного в Южной Африке, разработали новый тест для выявления туберкулеза. Он прост в применении, сравнительно недорог и дает довольно точные результаты.

Сперва авторы выяснили, что микобактерия, вызывающая туберкулез, использует дисахарид трегалозу для соединения сахаров со своей клеточной стенкой. Тогда они соединили трегалозу с флуоресцентным красителем DMN. После того, как этот комплекс прикреплялся к клеточной стенке микобактерии, с помощью флуоресцентного микроскопа можно было зарегистрировать зеленое свечение красителя.

Исследователи обработали трегалозой с красителем образцы мокроты и оказалось, что вскоре появляется флуоресценция присутствующих в ней микобактерий, интенсивность которой постепенно увеличивается. С помощью этого метода можно было обнаружить лишь живых возбудителей туберкулеза, а на кишечную палочку, золотистый стафилококк и другие бактерии тест не реагировал и свечение в таком случае не возникало. Новый способ может стать доступной альтернативой другим методам и использоваться для диагностики туберкулеза на ранних стадиях.

Кстати, не так давно было обнаружено, что штамм микобактерий, широко распространённый в России, обладает высокой заразностью и сложно поддается лечению большинством существующих в настоящее время лекарственных препаратов.

uberculosis (TB) is one of the biggest scourges there is among infectious diseases, killing nearly 2 million people a year, most in developing countries. It is also notoriously hard and slow to detect in places without top-flight health care systems.

ScienceMag

• 30.08.2016 08:43

Будни Задрищенска

Ничего нового, революционного не предложили. Все тот же поиск МБТ в мокроте, но другим способом. Флюоресцентные методики уже пытались примерять. Использовали обнаружение МБТ в мокроте обработанной акридиновым оранжевым. АО соединяется с клеточной стенкой МБТ и в ультрафиолете светится ярким оранжевым светом, можно увидеть даже единственную на стекло палочку. Правда, достоверность данного метода оказалась крайне низкой - если стекло плохо отмыли, то светиться будет одинокая не отмытая от стекла палочка и все пациенты будут признаваться бациллярными.
    Сдается мне, что "новый" метод подобного свойства. Кстати, случаи туберкулеза, при которых микробы в мокроту еще не выделяются таким методом обнаружить невозможно. Вот вам, уже плановая гиподиагностика и пропуски туберкулеза. Так, что по надежности "новый" метод окажется хуже реакции Манту.

Рассказ Юлии, которая успешно борется с генерализованным тревожным расстройством