Как мозг справляется со стрессом?

Фото: Yourselfseries.com
29 августа 2016 года, 13:00
Читать еще: стресс

Стресс проявляет себя в нашей жизни в множестве ситуаций — от финансовой сферы до проблем с здоровьем. Высокий уровень гормона стресса, кортизола, со временем может начать влиять на физическое, эмоциональное и психологическое состояние. Во время стресса человек вырабатывает устойчивость к нему, и ученые решили исследовать, каким образом люди справляются со стрессом, что при этом происходит.

Для того, чтоб справиться со стрессом, достаточно уделять творчеству всего 45 минут в день. Ученые утверждают, что при этом совершенно неважно, являетесь ли вы профессиональным художником, либо просто рисуете по точкам. Творческие занятия полезны для всех, даже для тех, кто не имеет особых способностей в рисовании, лепке и других областях.

Опубликованные в Journal of Neuroscience результаты научной работы показали, что у крыс, испытывающих стресс из-за нарушения социальной иерархии, производилось намного меньшее количество нейронов в гиппокампе, части мозга, ответственной за память и регулирование уровня стресса. Животные реагировали на изменение ситуации поиском других животных, знакомых им. Это показывает, что снижение выработки новых нервных клеток (нейрогенеза) играет активную роль в социальном поведении крыс и, возможно, людей. Элизабет Гулд (Elizabeth Gould), ведущий автор исследования, заявила, что даже перед лицом действительно сложной ситуации организм не дает каких-то негативных патологических ответов, а старается приспосабливаться к новым условиям.

Стресс может привести к смерти нервных клеток. Кортизол провоцирует серию реакций, в результате которых нейроны перенасыщаются кальцием и погибают, причем это могут быть даже те нейроны, которые были произведены только что. Кроме этого, стресс значительно снижает количество появляющихся новых нервных клеток и негативно влияет на скорость, с которой клетки гиппокампа передают друг другу сигналы. Если у организма не выработается устойчивость к стрессу, он может погибнуть.

В экспериментах участвовали несколько групп крыс, каждая из которых состояла из 4 самцов и 2 самок. Все животные были помещены в открытую систему нор, где за ними можно было наблюдать. Через несколько дней стало понятно, какая крыса в каждой мини-общине оказалась на вершине иерархии, и ученые поменяли местами двух таких крыс в двух группах. Таким образом, каждая шестерка животных опять попала в стрессовую ситуацию, когда они снова должны были выяснять, кто будет доминировать в группе.

В течение 6 недель после обмена лидерами нейрогенез у крыс из каждой группы снизился на 50%, то есть новых нервных клеток производилось вдвое меньше. Все это время животные старались находиться в обществе тех «коллег», которые были знакомы им раньше, до того, как в их группу поместили новую крысу. Элизабет Гулд прокомментировала, что по результатам экспериментов выяснилось, что снижение выработки нейронов напрямую связано с изменением социального поведения, и это новость для науки. Однако, добавила ученый, каким образом работает этот механизм — пока понять не удалось.

Stress manifests itself in our lives in a variety of ways, from financial concerns to health concerns, and leaves us irritable and grumpy. Over time, high levels of cortisol (the stress hormone), can begin to impact our physical, emotional, and even mental health. However, it’s during times of stress we adopt an attitude of resiliency, but how exactly does the brain help us cope? Researchers have discovered our adaptive strategies to stressful situations originate from structural changes in the brain.

Medical Daily